НДС

Концепция введения НДС-счетов неконституционна

Идея введения НДС-счетов не может быть поддержана. Цели, формы реализации и последствия введения НДС-счетов нарушают конституционные основы налогообложения.

Идея введения НДС-счетов не может быть поддержана. Цели, формы реализации и последствия введения НДС-счетов нарушают конституционные основы налогообложения.

М.В. Андреева,
юрист юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»

Изложенные в проекте Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» предложения по введению НДС-счетов нацелены на устранение злоупотреблений, связанных с уклонением от уплаты в бюджет НДС, полученного от покупателя, или возмещением НДС, не поступавшего в бюджет. Таким образом, единственная цель, которая преследуется при введении НДС-счетов, - борьба с недобросовестными налогоплательщиками, с уголовно наказуемым налоговым мошенничеством.

Введение НДС-счетов предполагает создание таких ограничительных условий, которые не позволят нарушать законодательство об НДС. Это означает регулирование налоговых отношений исходя из презумпции недобросовестности налогоплательщика.

Такое регулирование противоречит выводам КС РФ, сделанным в Постановлении от 12.10.98 № 24-П, в Постановлении от 28.10.99 № 14-П, в Определении от 25.06.2001 № 138-О: в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика. В Особом мнении к Постановлению КС РФ от 04.04.96 № 9-П судья КC РФ М.В. Баглай указал, что при выборе формы налогообложения законодатель обязан исходить из принципа добра и справедливости, закрепленных во введении к Конституции РФ. Это предполагает учет законодателем презумпции добросовестности налогоплательщика при регулировании налоговых отношений.

В Определении от 14.05.2002 № 108-О КС РФ разъяснил, что налоговые органы обязаны доказывать обнаружившуюся недобросовестность налогоплательщиков в порядке, установленном НК РФ.

Концепция введения НДС-счетов, которая исходит из предположения, что все налогоплательщики - потенциальные нарушители законодательства, не может быть одобрена как нарушающая конституционные основы налогообложения.

Концепция введения НДС-счетов нарушает конституционный принцип свободы экономической деятельности

Этот принцип выражается в том, что каждый имеет право на использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 8; п. 1 ст. 34 Конституции РФ).

При реализации продавцом товаров (работ, услуг) часть денежных средств поступает на НДС-счет продавца. Эти денежные средства принадлежат на праве собственности продавцу товаров (работ, услуг), а не государству, поскольку до определения размера платежа, причитающегося к уплате по окончании налогового (отчетного) периода, налоговая обязанность отсутствует, и никакая часть имущества плательщика не может рассматриваться в качестве налога. Однако в результате введения НДС-счетов значительная часть имущества, принадлежащая продавцу товаров (работ, услуг) на праве собственности, не может использоваться им для предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поскольку суммы излишне уплаченного или незаконно взысканного НДС будут возвращаться только на НДС-счета, возможна такая ситуация, что сумма денежных средств на НДС-счетах индивидуального предпринимателя или организации будет многократно превышать суммы подлежащего уплате налога. Ограничение права на использование этих денежных средств может помешать налогоплательщику, имеющему значительные денежные средства на НДС-счетах, выполнять обязательства перед кредиторами.

Конституционная обязанность платить налоги (ст. 57 Конституции РФ) и конституционное право каждого на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции РФ) не должны противопоставляться (Определение КС РФ от 05.07.2002 № 203-О). В Постановлении от 23.12.97 № 21-П КС РФ указал, что подобное противопоставление создает невозможность реализации, а следовательно, умаляет равно защищаемые права и законные интересы граждан.

В Постановлении от 15.07.99 № 11-П КС РФ признал недопустимым установление таких правил налогообложения, которые могут привести к лишению предпринимателей не только дохода (прибыли), но и другого имущества, ставя под угрозу их дальнейшую деятельность вплоть до ее прекращения.

Введение НДС-счетов означает установление таких правил налогообложения, которые приведут к лишению налогоплательщиков (равно как и неплательщиков НДС) права на использование своего имущества в предпринимательской деятельности, а значит, и дохода (прибыли) от его использования [ сноска 1 ] .

Введение НДС-счетов также ограничит право физических и юридических лиц проводить взаимные расчеты денежными средствами, находящимися на НДС-счетах.

В Определении от 13.04.2000 КС РФ указал, что введение определенных правил наличных расчетов не является препятствием для свободного перемещения финансовых средств, поскольку «не лишает юридические лица возможности производить расчеты между собой в безналичном порядке без ограничения сумм и в любой из форм, предусмотренных законом».

Введение НДС-счетов создает препятствия для свободного перемещения финансовых средств, поскольку лишает физические и юридические лица возможности проводить взаимные расчеты с использованием сумм, находящихся на НДС-счетах.

В Постановлении КС РФ от 30.07.2001 № 13-П указано, что свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности может быть ограничена федеральным законом «только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Ограничение свободы экономической деятельности в целях упрощения контроля государства за порядком исчисления и уплаты НДС не может считаться конституционно обоснованным. Концепция введения НДС-счетов неизбежно влечет ограничение прав и свобод граждан и организаций, наложение на них дополнительных обязанностей и ответственности.

Введение НДС-счетов предполагает ограничение прав и свобод, так как ограничивает права на распоряжение частью имущества, на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Введение НДС-счетов приводит к возложению на граждан и организации дополнительных обязанностей (открытие, ведение, закрытие НДС-счета, предоставление информации в налоговый орган об открытии и закрытии НДС-счета и т. д.) и к дополнительным административным затратам. Для кредитных организаций введение НДС-счетов создает дополнительные обязанности по представлению в налоговые органы информации о движении денежных средств по НДС-счетам, информации об открытии и закрытии НДС-счетов.

В Постановлении от 18.02.2000, в Определении от 06.06.2002 № 133-О КС РФ указал, что «определяя средства и способы защиты государственных интересов, законодатель должен использовать лишь те меры, которые необходимы, строго обусловлены этими целями и исключают для конкретной правоприменительной ситуации возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина. Публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату; цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод».

Государство может использовать различные способы и средства, направленные на борьбу со злоупотреблениями в порядке исчисления и уплаты НДС. Введение НДС-счетов - это использование государством наиболее удобного, рационального и наименее затратного для него и органов власти способа борьбы со злоупотреблениями. Однако этот способ приводит к излишнему и немотивированному обременению, не соответствующему требованиям соразмерности и конституционно значимым целям допустимых ограничений прав и свобод.

Фактически введение НДС-счетов будет означать ограничение государством способов ведения хозяйственной деятельности, обусловленное только одной причиной - нежеланием или неспособностью государства задействовать другие возможные способы и средства защиты государственных интересов, не устанавливающие ограничений прав и свобод граждан.

Так, в Определении от 14.05.2002 № 108-О КС РФ указал, что «в случае непоступления в бюджет соответствующих денежных средств для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе - в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов - осуществлять необходимую проверку и предъявлять в арбитражных судах требования, обеспечивающие поступление налогов в бюджет, включая иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, как это, в частности, предусмотрено статьей 169 Гражданского кодекса Российской Федерации». В рассматриваемом случае могут быть использованы такие способы контроля за исчислением и уплатой НДС, как ведение налогоплательщиками и представление в налоговые органы реестров выставленных и полученных счетов-фактур в электронном виде.

Введение НДС-счетов устанавливает ограничения на операции и формы расчетов, принятые в гражданском обороте

Предложенная концепция предполагает, что НДС может быть уплачен только денежными средствами, в том числе при совершении товарообменных операций и взаимозачетов и при других неденежных формах расчета (мена, отступные). Устанавливается прямой запрет на вычет сумм налога, уплаченных поставщикам при неденежных формах расчета.

В Постановлении от 20.02.2001 № 3-П КС РФ уже давал оценку такому ограничению, предполагающему уплату сумм налога только денежными средствами. Конституционный Суд Российской Федерации указал, что подобное ограничение привело бы к «неправомерному перенесению публично-правового метода регулирования, применяемого в налоговых отношениях, основанных на властном подчинении одной стороны другой, на гражданско-правовые отношения, основанные на равенстве участников, поскольку указанное положение относится не к суммам, уплачиваемым в бюджет, а к суммам, уплачиваемым поставщикам, т. е. непосредственно связано со способами (формами) расчетов между сторонами в договоре».

Кроме того, концепция введения НДС-счетов предполагает внесение изменений в гражданское законодательство, что также приводит к регулированию гражданско-правовых отношений не свойственным им публично-правовым методом.

Концепция НДС-счетов препятствует ведению предпринимательской деятельности

Ограничение неденежных операций и форм расчета, предусмотренное концепцией введения НДС-счетов, означает необоснованное ограничение государством добросовестной конкуренции и препятствие к ведению предпринимательской деятельности (статьи 8 и 34 Конституции РФ).

В условиях отсутствия достаточных денежных средств для некоторых участников гражданского оборота только неденежные операции (товарообменные, проведение взаимозачетов и др.) - единственно возможный способ экономической деятельности. Для того чтобы получить вычет НДС при приобретении этими участниками товаров (работ, услуг), им необходимо будет изыскивать денежные средства, перечислять их на свой НДС-счет, а затем на НДС-счет поставщика. Это приведет к необоснованному ограничению добросовестной конкуренции и предпринимательской деятельности участников, которые не смогут вычесть НДС или будут вынуждены нести дополнительные затраты на заем денежных средств для расчетов по НДС.

В Постановлении от 19.06.2003 № 11-П КС РФ указал, что правила налогообложения, «приводящие к дисбалансу в обязанностях и правах» участников гражданского оборота, «противоречат конституционному принципу добросовестной конкуренции и препятствуют свободной реализации конституционного права на осуществление предпринимательской деятельности, использование своих способностей и имущества».

Концепция введения НДС-счетов относит задолженность по налогу и пени к внеочередным требованиям кредиторов

Денежные средства, находящиеся на НДС-счетах, направляются на уплату задолженности налогоплательщика по НДС и пени. Только оставшиеся после уплаты налога и пени денежные средства включаются в конкурсную массу имущества должника. Это означает, что предложенная концепция введения НДС-счетов изменяет установленную гражданским законодательством очередность погашения требований кредиторов и относит задолженность по налогу и пени к внеочередным требованиям.

Очередность кредиторов имеет целью создать преимущества по возмещению вреда жизни или здоровью и выплате заработной платы, что означает дополнительные гарантии социальной защиты определенных групп граждан. Отнесение задолженности по уплате налога на добавленную стоимость и пени к внеочередным требованиям противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в соответствии с которой ограничения, связанные с особым порядком предъявления и удовлетворения требований кредиторов, направлены на предотвращение банкротства и восстановление платежеспособности должника, а также на создание условий для справедливого обеспечения экономических и юридических интересов всех кредиторов, включая лиц, в отношении которых необходимо введение дополнительных гарантий социальной защиты (Определение КС РФ от 03.10.2002 № 231-О).

В проекте Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что «НДС-счет открывается организациями и индивидуальными предпринимателями, в том числе освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 настоящего Кодекса; осуществляющими операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения); не являющимися налогоплательщиками налога (за исключением физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей)» (ст. 169.1).



[ сноска 1 ]

Проектом Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что «НДС-счет открывается организациями и индивидуальными предпринимателями, в том числе освобожденными от  исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 настоящего Кодекса; осуществляющими операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения); не являющимися налогоплательщиками налога (за исключением физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей)» (ст. 169.1).

Начать дискуссию

Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

20

Брокер Райффайзенбанка повысит комиссию на покупку юаней до 1,9%

Клиенты «Райффайзен Инвестиции» заплатят 1,9% за покупку китайской валюты. Комиссия за продажу останется прежней — 0,3%.

Малый и средний бизнес сможет быстро подключиться к сервису «Долями»

Небольшие торговые предприятия смогут установить на своих кассах оплату «Долями». Это позволит увеличить средний чек.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Число несовершеннолетних самозанятых увеличилось в полтора раза

146 тысяч подростков работают как самозанятые. В основном в период летних каникул они выполняют работу, которая не требует высокой квалификации.

5 шагов: как перейти из офиса на удаленку

Офисная рутина, долгие поездки на работу и обратно, необходимость соблюдать строгий дресс-код — все это может стать причиной усталости и выгорания. Неудивительно, что все больше людей задумываются об удаленной работе. Рассмотрим пять шагов, которые помогут вам перейти из офиса на удаленку и наслаждаться преимуществами работы из дома.

5 шагов: как перейти из офиса на удаленку

Недополученный на работе стандартный вычет можно получить в ИФНС по 3-НДФЛ

Стандартный вычет по НДФЛ можно получить через налогового агента (работодателя). Вычет предоставляют, пока доход не превысит 350 тыс. рублей.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Порядок внесения уставного капитала на расчетный счет

Рассказываем, как внести уставный капитал на расчетный счет.

Порядок внесения уставного капитала на расчетный счет

Счетная Палата указала на недостатки в стимулировании инвесторов в России

Вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Дмитрий Курочкин заявил, что инвестиционное законодательство нуждается в обновлении.

В Северо-Кавказском федеральном округе улучшилась динамика переходов МСП в более высокие категории

На 9,5% увеличилось за год число переходов малого и среднего бизнеса Кавказа в более высокие категории бизнеса.

Кто из кредиторов может подать заявление о субсидиарной ответственности

На первый взгляд ответ очевидный — все могут это сделать! Но в отдельных ситуациях далеко не все.

Ипотека

+6%: вырастет ставка по Арктической ипотеке

В Минфине считают, что низкая льготная ставка приведет к ценовому пузырю на рынке недвижимости. Власти будут постепенно менять условия льготных программ.

Инвестиции

Суровое челябинское IPO. АПРИ выходит на биржу

Есть отличная примета. Если на IPO выходит легенда долгового рынка, значит она уже не тянет выпускать облигации под 100500% годовых. Кажется, это самое понятное IPO из всех самых понятных IPO. Высокозакредитованная компания с кредитным рейтингом BB, падающий рынок, жесткая ДКП и возможность взять бесплатные деньги у инвесторов.

Суровое челябинское IPO. АПРИ выходит на биржу

Утренний бухгалтер № 5685. Изменят сроки сдачи ЕФС-1

Проект с поправками опубликован на федеральном портале.

Использование искусственного интеллекта станет отягчающим обстоятельством

Если группа мошенников применяет возможности искусственного интеллекта для обмана населения, наказание за преступление должно быть серьезнее.

Когда в товарищах согласье есть. Или вновь о роли допросов

Мы уже не раз обращали внимание наших уважаемых подписчиков на то, что характер проведенного допроса и содержание показаний, данных на нем свидетелями имеют большое влияние на сход дело в пользу налогоплательщика или налогового органа. Однако, еще большее значение инспекции в ходе проверок придают совпадениям показаний между разными лицами.

Курсы валют

ЦБ опубликовал методологию расчета официальных курсов доллара и евро

Обратим внимание на основные моменты, которые полезно знать.

Налог на ангелов, НДФЛ при разделе земли, антитуристический налог в финансовом обзоре

События в налоговой сфере

Бухгалтерам придется чаще сдавать отчет ЕФС-1. «Куда уж чаще?» — недовольны бухгалтеры. 🤦‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1729

По мнению законодателей настоящий бухгалтер не ходит в отпуск, не спит, не ест, ну вы поняли. Иначе зачем укорачивать срок для сдачи ЕФС-1 еще для парочки кадровых мероприятий до одного дня. И еще плюс два важных изменения в отчете.

Иллюстрация: Вера Ревина Клерк.ру

Исполнение лицензии EUROCLEAR

Сегодня мы получили заряд позитивного настроения, поздравили нашего клиента и теперь спешим поделиться этим настроением с Вами. Речь идет о получении персональной лицензии Казначейства Бельгии на разблокировку замороженных активов, учитываемых в EUROCLEAR, в адрес физического лица.

Исполнение лицензии EUROCLEAR

Интересные материалы

Интернет и IT

В Роскомнадзоре назвали риски развития искусственного интеллекта без достаточного регулирования законом

Советник гендиректора Главного радиочастотного центра (ГРЧЦ) по научно-техническому развитию Евгения Рыжова рассказала, что одна из сегодняшних тенденций в области ИИ – развитие технологий управления эмоциями.