ВЭД

Таможенная стоимость: дискуссии продолжаются

В феврале 2007 года Министерством финансов РФ было издано Письмо №03-10-07/12 «О таможенной стоимости товаров, помещенных под таможенный режим временного ввоза, при завершении его выпуском товаров для свободного обращения». В Письме рассмотрен вопрос определения таможенной стоимости таких товаров и даны рекомендации, какими нормами при этом следует руководствоваться.

В феврале 2007 года Министерством финансов РФ было издано Письмо №03-10-07/12 «О таможенной стоимости товаров, помещенных под таможенный режим временного ввоза, при завершении его выпуском товаров для свободного обращения». В Письме рассмотрен вопрос определения таможенной стоимости таких товаров и даны рекомендации, какими нормами при этом следует руководствоваться.

БОЛЬШАКОВ АЛЕКСЕЙ ЮРИСТ-ЭКСПЕРТ КОМПАНИИ «ТАРГО КАСТОМЗ КОНСАЛТИНГ»

Уникальность Письма состоит в том, что по достаточно «узкому» вопросу, связанному с комментированием положений Таможенного кодекса РФ, относительно определения стоимости временно ввезенных товаров выражена позиция министерства, одной из основных функций которого является выработка единой госполитики в сфере таможенных платежей в части исчисления и порядка их уплаты, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

На наш взгляд, позиция Минфина не учитывает иные точки зрения на рассматриваемый вопрос, наличие которых не позволяет столь однозначно считать его решенным.

Предметом разъяснения Минфина стало лишь одно предложение из Таможенного кодекса РФ. Во втором предложении абз. 2 п. 2 ст. 214 ТК РФ установлено: «Декларант вправе указать на уменьшение таможенной стоимости товаров и (или) уменьшение их количества, произошедшие вследствие их естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и использования (эксплуатации), а также вследствие аварии или действия непреодолимой силы». Далее говорится, что «корректировка таможенной стоимости товаров и (или) их количества может производиться, если декларант представляет в таможенный орган достоверную и документально подтвержденную информацию».

Необходимо уточнить, что указанное предложение должно рассматриваться в контексте определения таможенной стоимости товаров при завершении режима временного ввоза выпуском товаров для свободного обращения. Применение данной нормы ТК РФ выгодно участникам внешнеэкономической деятельности. Имеется прямо предусмотренная таможенным законодательством возможность при принятии решения о выпуске товаров, помещенных под таможенный режим временного ввоза, в свободное обращение уменьшить их таможенную стоимость, что приведет к уменьшению сумм таможенных платежей, подлежащих уплате.

Например, временно ввезенный на территорию РФ станок, используемый в производственной деятельности предприятия, может быть выпущен в свободное обращение с уплатой таможенных платежей, рассчитанных исходя из таможенной стоимости станка, скорректированной на величину его износа во время эксплуатации.

Министерство финансов справедливо отмечает, что законодательным актом, устанавливающим общие нормы (в том числе методы) определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, является Закон РФ от 21.05.93 № 5003-1 «О таможенном тарифе». В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 13 Закона его положения по определению таможенной стоимости ввозимых товаров применяются к товарам, фактически пересекшим таможенную границу РФ при ввозе на таможенную территорию РФ, при первом помещении товаров под таможенный режим.

Согласно ст. 13 Закона (абз. 2 п. 1) при изменении таможенного режима таможенной стоимостью товаров является стоимость, определенная на день принятия таможенным органом декларации при их первом помещении под таможенный режим после фактического пересечения ими таможенной границы РФ, если иное не установлено законодательством РФ. Однако нельзя согласиться с выводом Минфина о том, что «особенности определения таможенной стоимости товаров при изменении в их отношении таможенного режима временного ввоза на иной таможенный режим, применимый к ввозимым товарам, законодательством Российской Федерации не предусмотрены».

Представляется, что комментируемое положение ТК РФ (второе предложение абз. 2 п. 2 ст. 214 ТК) является законодательно установленным отступлением от общих правил определения таможенной стоимости товаров, которое регулирует особенности определения таможенной стоимости товаров в конкретном случае завершения таможенного режима временного ввоза выпуском товаров для свободного обращения.

Данную точку зрения поддерживает заместитель начальника Северо-Западного таможенного управления, полковник таможенной службы В. В. Кулешов. В своей статье «Починить закон не удалось», опубликованной в № 12 «эж-Юрист» за 2006 год, он пишет, что «в случае изменения таможенного режима таможенной стоимостью товаров является таможенная стоимость товаров, определенная на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенный режим после фактического пересечения ими таможенной границы РФ, если иное не установлено таможенным законодательством РФ. Такая возможность, в частности возможность заявления таможенной стоимости меньшей, чем было заявлено при первоначальном таможенном режиме, предусмотрена п. 2 ст. 214 ТК РФ при завершении таможенного режима временного ввоза выпуском товаров для свободного обращения».

Обозначенная мысль продублирована в комментарии В. В. Кулешова и к. ю. н. В.П.Шавшиной к Федеральному закону от 08.11.2005 № 144-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О таможенном тарифе», опубликованном в № 4 «Налогового вестника» за 2006 год. Тем не менее Минфин настаивает: данное положение ТК РФ должно рассматриваться в совокупности с иными нормами законодательства и не противоречить общей норме, приведенной в первом предложении абз. 2 п. 2 ст.214 ТК.

Странным представляется стремление Минфина обосновать свою позицию ссылкой на необходимость применения в данной ситуации специальных норм, установленных Правилами определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 500. На наш взгляд, Правила не должны учитываться в ходе реализации полномочия, закрепленного вторым предложением абз. 2 п. 2 ст. 214 ТК РФ, только из-за того, что они регулируют иной круг общественных отношений, возникающих в ходе перемещения товаров через таможенную границу РФ, а именно отношения по определению таможенной стоимости:

ввозимых товаров, поврежденных вследствие аварии или действия непреодолимой силы, произошедших до первого помещения товаров под таможенный режим, установленный таможенным законодательством РФ;

товаров, рассматриваемых для таможенных целей как ввозимые на таможенную территорию РФ в поврежденном состоянии вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

Желание Минфина использовать Правила в качестве подзаконного акта Правительства РФ, разъясняющего порядок применения абз. 2 п. 2 ст. 214 ТК РФ, понятно: изменение (или определение заново) таможенной стоимости временно ввезенных товаров при заявлении в отношении этих товаров иных таможенных режимов, применимых к ввозимым товарам, не запрещается, но обусловливается такими требованиями, которые в принципе невозможно соблюсти.

В качестве примера приведем требование Постановления № 500 в документальном подтверждении декларантом факта аварии или действия непреодолимой силы, а также наличие причинно-следственной связи между указанным фактом и повреждением товаров, когда между ввозом товаров на территорию РФ и их выпуском в свободное обращение может пройти более 2 лет.

Таким образом, Письмом Минфина от 15.02.2007 № 03-10-07/12 в решении проблемы поставлено многоточие. Точку скорее всего поставят судебные органы.

Начать дискуссию