Малый и средний бизнес

Что такое франчайзинг?

Договоры франчайзинга (франшизы), именуемые в российском законодательстве договорами коммерческой концессии , получили во всем мире широкое распространение, главным образом, в сфере мелкого и среднего бизнеса, приобщая последний к новейшим достижениям в технологии, маркетинге, менеджменте.

Договоры франчайзинга (франшизы), именуемые в российском законодательстве договорами коммерческой концессии , получили во всем мире широкое распространение, главным образом, в сфере мелкого и среднего бизнеса, приобщая последний к новейшим достижениям в технологии, маркетинге, менеджменте. В Гражданском Кодексе РФ этому виду договоров посвящена полностью глава 54 "Коммерческая концессия» (ст.1027-1040). Изложено все достаточно детально, в соответствии с мировой практикой и учетом российской специфики, в четкой и доступной неискушенным в юридических вопросах специалистам форме. ГК определяет основные правоотношения сторон по указанному договору, причем наряду с императивными нормами установлены широкие возможности для свободного волеизъявления сторон в рамках свободы договоров и соблюдения закона РФ по основополагающим моментам.

По договору коммерческой концессии одна сторона (Правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (Пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю. В том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также другие предусмотренные договором объекты исключительных прав – товарный знак, знак обслуживания, патент на изобретение и т.д. Очевидно, понимая неполноту этой формулировки реальному содержанию договора - нового для российского законодательства, законодатель в п.2 той же 1027 ст. ГК РФ поясняет суть и содержание договора коммерческой концессии, что договор предусматривает:

*** использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования;

*** с указанием или без указания территории использования;

*** применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

В соответствии с целями такого договора, очевидно, что сторонами в нем могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Относительно обязанностей сторон, установлены дополнительные вопросы, относящиеся к существу договора:

а) правообладатель обязан:

*** оказать техническое содействие,

*** выдать надлежащие лицензии,

*** контролировать качество товаров, услуг, работ пользователя.

б) Пользователь обязан:

*** использовать полученные по договору права должным образом,

*** обеспечить соответствие качества товаров, работ, услуг в соответствии с их качеством у правообладателя,

*** соблюдать указания и инструкции правообладателя в части использования исключительных прав и оформления,

*** оказывать потребителям все дополнительные услуги, на которые потребители могли бы рассчитывать, приобретая соответствующие товары (работы, услуги) непосредственно у правообладателя.

В мировой практике подобные договоры заключаются относительно конкурентоспособных объектов (товаров, работ, услуг), получивших признание на рынке у потребителей в связи с определенным качеством товаров (работ, услуг), ассоциирующихся у широкого потребителя с определенным фирменным наименованием, коммерческим обозначением, товарным знаком. Такие договоры заключаются в коммерческих интересах правообладателя и пользователя в целях расширения объемов и/или территории распространения усилиями пользователей соответствующих товаров (работ, услуг) в целях обеспечения потребительского спроса. При этом потребитель должен быть уверен, что в любом месте и у любого управомоченного лица он приобретет товар или получит услуги надлежащего качества. В связи с этим реальные договоры обычно предусматривают программу работ по обучению персонала пользователя, обеспечению фирменными материалами, художественному оформлению и обеспечению качества при обязательном контроле со стороны правообладателя. Условие, что сам правообладатель организовал собственное производство соответствующих товаров (работ, услуг), получивших широкое признание потребителя и известных потребителям под известными обозначениями (фирменными наименованиями, товарными знаками), является непременным изначальным условием такого рода договора, поскольку это известное обозначение гарантирует потребителю надлежащее качество.

Экспертами отмечается мировая тенденция, в силу которой в XXI в. до 50% товаров (работ, услуг), предоставляемых предприятиями малого и среднего бизнеса будет осуществляться в соответствии с договорами такого рода, что позволит им постоянно находиться на уровне современных требований технологии, менеджмента, маркетинга.

По нашему мнению, институт франчайзинга в России получил значительное распространение, и полагаем, что эффективное использование этого юридического института выгодно всем:

а) потребителям - предоставление новых товаров, работ, услуг при определенных гарантиях качеств;

б) правообладателям - предприятиям крупного и среднего бизнеса за счет расширения сферы своей деятельности, введения на рынок новых товаров (работ, услуг) и привлечения к их производству и распространению разветвленной сети самостоятельных предприятий среднего и малого бизнеса и гарантий последних по качеству;

в) пользователям - предприятиям среднего и малого бизнеса за счет получения гарантированной технологии и технической помощи, обеспечения современного менеджмента и маркетинга;

г) обществу и государству - за счет насыщения рынка качественными товарами (работами, услугами), создания новых рабочих мест на предприятиях малого и среднего бизнеса, увеличения прогнозируемых поступлений в виде налогов и платежей.

Обычно правообладатели имеют свои типовые фирменные проекты договоров, защищающие, естественно, в первую очередь интересы правообладателя и, в определенной мере, интересы потребителя (через защиту имиджа правообладателя). Вместе с тем российской, как и мировой практике известно, что в таких типовых проектах нередко ущемляются права и интересы пользователей или остаются вопросы двойного толкования. Рекомендуем во всех случаях заключения таких договоров (обычно многолетнего действия) обращаться за консультацией к профессиональному специалисту, который поможет надлежаще защитить права и гарантии по объекту коммерческой концессии, провести соответствующую государственную регистрацию договора, ибо без надлежащей регистрации такие договоры недействительны.

© 2004, ЗАО "Ай Пи Про"

kr@ipprolaw.com
www.ipprolaw.com

Начать дискуссию