Судебное решение, которое не может быть реализовано на практике, не имеет реальной юридической силы. Это подтвердит множество людей, которые хоть раз в жизни столкнулись с исполнением решения суда. Действующий в настоящее время Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" устарел и не соответствует экономическим и правовым реалиям, что приводит, в конечно итоге, к многочисленным нарушениям прав как взыскателя в исполнительном производстве, так и должника. Данный факт подтверждает обширная судебная практика, связанная с вопросами исполнительного производства.
Дмитрий Самигуллин, специально для ИА "Клерк.Ру".
Данное обстоятельство не осталось без внимания законодателя и с 01 февраля 2008 года вступит в силу новый Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Данный закон кардинальным образом изменил механизм, порядок и условия проведения исполнительного производства, при этом, что является немаловажным обстоятельством, сумел сохранить преемственность с действующим в настоящее время законом.
К наиболее важным изменениям действующего в настоящее время порядка исполнения судебных актов относятся следующие:
1. По общему правилу принудительное исполнение судебного акта осуществляется службой судебных приставов. При этом, взыскателю предоставляется право направить исполнительный документ о взыскании денежных средств непосредственно в банк или иную кредитную организацию, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств.
Новым законом установлено, что исполнительный документ, предусматривающий взыскание периодических платежей, взыскание денежных средств, не превышающих в сумме двадцати пяти тысяч рублей, может быть направлен взыскателем непосредственно в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи.
2. Новый закон отдельно установил нормы, касающиеся установления и исчисления сроков в исполнительном производстве.
Сроки в исполнительном производстве будут исчисляться в календарных днях и будут определяться календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено.
При этом, сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
Обратить внимание следует на одну деталь.
В настоящее время установлено общее правило, что исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов и судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет. При этом, данный срок исчисляется, по общему правилу, со дня вступления судебного акта в законную силу, и только судебные приказы – по истечении 10 дней со дня их выдачи.
Новое правило заключается в том, что судебные приказы также предъявляются к исполнению в течение трех лет со дня их выдачи.
3. В новом законе решен вопрос с порядком и способом извещения в исполнительном производстве, который никак не решен в настоящее время.
Лица, участвующие в исполнительном производстве, будут извещаться об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения или вызываться к судебному приставу-исполнителю либо на место совершения исполнительных действий повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.
Одно важное нововведение.
Извещение, адресованное организации, направляется по ее юридическому адресу или по юридическому адресу ее представительства или филиала.
Поэтому организациям, у которых юридический адрес не совпадает с фактическим адресом, следует особенно обратить на это внимание. В их случае, имеет смысл воспользоваться нормой нового закона, которая устанавливает, что извещение может направляться по адресу, указанному организацией судебному приставу-исполнителю в письменной форме.
4. В новом законе более четко прописан порядок и условия возбуждения исполнительного производства.
Во-первых, в нем отражено, что заявление о возбуждении исполнительного производства может подаваться как непосредственно взыскателем, так и его представителем.
Во-вторых, если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, в свою очередь, направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению - в день их получения.
В-третьих, заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов. После этого, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
В-четвертых, в п.3 ст.9 действующего в настоящее время закона установлен срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства.
Данный срок устанавливается судебными приставами в любом случае.
В новом законе предусмотрены исключения из этого правила.П.14 ст.30 закона предусматривает, что судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:
1) по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;
2) при последующих предъявлениях исполнительного документа;
3) о восстановлении на работе;
4) об административном приостановлении деятельности;
5) о конфискации имущества;
6) по исполнительному документу об обеспечительных мерах.
5. По общему правилу, установленному в действующем законе, судебный пристав-исполнитель может совершать исполнительные действия на территории, на которую не распространяются его функции, если в процессе исполнения исполнительного документа возникла такая необходимость.
В этом случае судебный пристав-исполнитель, направляется на указанную территорию. В течение суток по прибытии он уведомляет о необходимости совершения исполнительных действий на данной территории соответствующую службу судебных приставов, которая либо оказывает содействие прибывшему судебному приставу-исполнителю, либо отказывает ему в этом и поручает дальнейшее исполнение исполнительного документа судебному приставу-исполнителю, действующему на данной территории. В случае отказа прибывший судебный пристав-исполнитель обязан передать исполнительный документ в службу судебных приставов по месту дальнейшего совершения исполнительных действий с извещением об этом взыскателя, суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ.
Новый закон кардинальным образом поменял механизм взаимодействия приставов при необходимости совершения отдельных исполнительных действий на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя.
В этом случае он вправе поручить соответствующему судебному приставу-исполнителю совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения. Поручение оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя и утверждается старшим судебным приставом. По указанному постановлению судебным приставом-исполнителем, к которому оно поступило, возбуждается исполнительное производство. На время исполнения поручения основное исполнительное производство может быть приостановлено.
6. Важное полномочие по изменению места исполнения судебных актов появится у главных судебных приставов.
Новый закон установил, что главный судебный пристав Российской Федерации или главный судебный пристав субъекта Российской Федерации в целях более полного и правильного осуществления исполнительного производства вправе передать исполнительное производство из одного подразделения судебных приставов в другое (в том числе на стадии возбуждения исполнительного производства), о чем извещаются взыскатель, должник, а также суд, другой орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ. Данная передача оформляется соответствующим постановлением.
7. Принципиально изменится порядок распределения взысканных приставом денежных средств.
В настоящий момент предусмотрен порядок, согласно которому из денежной суммы (в том числе полученной путем реализации имущества должника), взысканной судебным приставом-исполнителем с должника, оплачивается исполнительский сбор, погашаются штрафы, наложенные на должника в процессе исполнения исполнительного документа, возмещаются расходы по совершению исполнительных действий. И только оставшаяся денежная сумма используется для удовлетворения требований взыскателя.
Новый порядок предусматривает, что денежные средства, поступившие на депозитный счет подразделения судебных приставов при исполнении содержащихся в исполнительном документе требований имущественного характера, распределяются в следующей очередности:
- в первую очередь удовлетворяются в полном объеме требования взыскателя, в том числе возмещаются понесенные им расходы по совершению исполнительных действий;
- во вторую очередь возмещаются иные расходы по совершению исполнительных действий;
- в третью очередь уплачивается исполнительский сбор;
- в четвертую очередь погашаются штрафы, наложенные судебным приставом-исполнителем на должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
8. В правоприменительной практике действующего ФЗ «Об исполнительном производстве» большое количество судебных споров связано с взысканием исполнительного сбора.
Исполнительный сбор представляет собой штраф, меру административной ответственности за неисполнение исполнительного документа.
П.1 ст.81 Закона предусматривает, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор взыскивается с должника-гражданина в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, с должников-организаций - 50 минимальных размеров оплаты труда.
В 2001 году Конституционный суд свои Постановлением от 30.07.2001 г. № 13-П в целом признал не противоречащим Конституции РФ саму возможность взыскания данного сбора, но признал не соответствующим Конституции порядок и условия взыскания исполнительского сбора, так как, по мнению суда, «оно (положение п.1 ст.81) в силу своей формальной неопределенности в части, касающейся оснований освобождения должника от уплаты исполнительского сбора, допускает его применение без обеспечения должнику возможности надлежащим образом подтверждать, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа, обязывающего его передать взыскиваемые денежные средства, вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности».
Таким образом, после вынесения данного судебного акта судебный пристав-исполнитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленного срока исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности
Законодатель учел вышеуказанную коллизию и в ст.112 Закона установил, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Кроме того, должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии в ст.112 нового Закона, а при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
9. Большое количество судебных споров было связано также с порядком обращения взыскания на имущество должника, в частности на денежные средства находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях.
Суть споров заключалась в следующем.
П.3 ст.46 действующего закона предусматривает, что при наличии сведений об имеющихся у должника денежных средствах и иных ценностях, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, на них налагается арест. Однако зачастую пристав и взыскатель не обладают данными сведениями. Приставы, руководствуясь положениями ФЗ «Об исполнительном производстве», обращаются в банк с требованием предоставить сведения о движении денежных средств, находящихся на счетах должников.
Однако Банки отказывали в предоставлении данных сведений на том основании, что они не вправе сообщать судебному приставу-исполнителю информацию о наличии денежных средств на счетах клиентов. Требование судебного пристава-исполнителя противоречит статье 857 ГК РФ, статье 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
Только в 2004 году Президиум Высшего Арбитражного Суда в Информационном письме от 21.06.2004 г. № 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов» разъяснил, что в соответствии со статьей 14 Федерального закона "О судебных приставах" требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации.
Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок. Невыполнение требований судебного пристава-исполнителя и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность в порядке, установленном законом.
Налоговый орган может представить судебному приставу-исполнителю сведения об имеющихся счетах должника в банке, а не сведения о наличии на них денежных средств. Поэтому непредставление банком запрошенной информации влечет за собой невозможность исполнения судебных актов, что является основанием для привлечения банка и (или) его должностных лиц к ответственности, предусмотренной действующим законодательством.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе в Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2003 N 8-П).
В целях приведения закона в соответствие со сложившейся практикой новый ФЗ «Об исполнительном производстве» четко предусматривает, что если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности. При этом у органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на имущество, лиц, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, банков и иных кредитных организаций судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава.
У налоговых органов, банков и иных кредитных организаций при этом могут быть запрошены сведения:
- о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника;
- о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте;
- об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.
Вышеуказанные органы и лица представляют запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса.
Вывод: Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", который вступает в силу с 01 февраля 2008 года – это принципиально новый закон. Помимо вышеперечисленных изменений в нем установлено еще множество норм, которые более подробно, чем действующий закон, регулирует проведение исполнительного производства. Следует надеяться, что данный закон, приведенный в соответствие со сложившейся судебной практикой и экономическим реалиями времени, существенно улучшит общую негативную ситуацию с низким количеством исполненных судебных актов.
Автор - генеральный директор консалтинговой компании «РосБизнесЛегис», к.ю.н., налоговый консультант .
Начать дискуссию