ГК РФ

Общее не для всех

Принятие Жилищного кодекса РФ ознаменовало собой применение новых подходов в правовом регулировании отношений, возникающих по поводу жилых помещений в общежитиях. Обновление регламентации этих правоотношений породило на практике ряд трудноразрешимых проблем, в том числе возникающих при передаче общежитий в связи со сменой их собственника и изменением правового режима самих жилых помещений в общежитиях.

Принятие Жилищного кодекса РФ ознаменовало собой применение новых подходов в правовом регулировании отношений, возникающих по поводу жилых помещений в общежитиях. Обновление регламентации этих правоотношений породило на практике ряд трудноразрешимых проблем, в том числе возникающих при передаче общежитий в связи со сменой их собственника и изменением правового режима самих жилых помещений в общежитиях.

Ева ШИПУНОВА

Новая жилищная политика…

ЖК РФ в ч. 2 ст. 92 устанавливает, что общежития могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Виды прав на общежития ранее рассматривались в юридической литературе. Например, Симонов В.Н. пиcал, что «жилые дома, используемые как общежития, находятся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений. И, соответственно, эти организации являются наймодателями и работодателями одновременно».

Процесс приватизации государственного имущества привел к преобразованию государственных предприятий в акционерные общества. Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения не включались в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в п. 1 данной статьи, и подлежали передаче в муниципальную собственность.

Таким образом, государственные предприятия и учреждения в соответствии с требованиями закона по общему правилу не могли включить общежития в состав приватизируемого имущества. Соответственно, общежития, которые ранее принадлежали государственным предприятиям и учреждениям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, стали передаваться в муниципальную собственность. На этом в настоящее время стала основываться, в частности, жилищная политика города Москвы, которая направлена на скорейшее завершение передачи общежитий, возникнувших вследствие приватизации коммерческих юридических лиц, из фактически существующего владения в муниципальную собственность.

…не без проблем

Из п. 2 ст. 30 Закона о приватизации следует, что законом не был установлен ни конкретный срок для передачи и приемки общежитий органами местного самоуправления, ни сам порядок передачи общежитий.

В результате на практике возникают проблемы уже на этапе между окончанием приватизации предприятий и передачей общежитий, которые не подлежат приватизации, в муниципальную собственность. Возникновение сложностей обусловлено тем, что в результате приватизации бывшие владельцы, утрачивающие прежние правомочия в отношении общежитий, стремятся передать общежития в муниципальную собственность в кратчайшие сроки, поскольку «содержать» общежития экономически невыгодно. Между тем органы местного самоуправления, стараясь решить проблемы фактического порядка, связанные, чаще всего, с перенаселением жилых помещений в общежитиях, не принимают их.

К примеру, в 2006 г. на территории ЮЗАО г. Москвы было запланировано принять в жилищный фонд г. Москвы общежития ряда юридических лиц, однако этот процесс не был осуществлен из-за обнаружившихся фактических проблем. Например, препятствиями для передачи жилых помещений являются отсутствие площади для закрепления изолированных помещений за гражданами и отсутствие согласований по установлению гражданами перегородок в проходных комнатах общежития.

Кроме того, определенные сложности порождают следующие обстоятельства: необходимо выписать граждан, зарегистрированных, но не проживающих в общежитии; из них местонахождение некоторых нанимателей неизвестно (поэтому в настоящее время фактический владелец готовит документы в суд о признании их безвестно отсутствующими). Вопреки положениям действующего законодательства некоторые наниматели проживают в «проходной-запроходной» комнатах. Проблемы связаны и с тем, что организации повторно заселяют, а также передают жилые помещений подведомственным организациям уже после перевода общежитий в жилищный фонд города Москвы.

Поскольку процесс передачи общежитий затягивается, юридические лица, у которых по-прежнему находятся общежития, нередко распоряжаются ими по своему усмотрению. Например, ГУП «НИИ Энергоцветмет» продал часть жилых помещений в общежитии. Причем купля-продажа жилых помещений была «прикрыта» выдачей ордеров и приемом на работу (фактически было только оформление). Поскольку суд первой инстанции не выяснил, вправе ли был ГУП «НИИ Энергоцветмет» распоряжаться государственным имуществом — комнатами в общежитии, а также не были оценены и проверены другие факты, надзорная коллегия обоснованно передала дело на новое рассмотрение (Определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда (дело №33-2127).

Отсюда можно сделать вывод, что в ряде случаев юридические лица недобросовестно осуществляли свои правомочия, в частности, не соблюдали норму при предоставлении жилых помещений; не отслеживали изменение оснований, дающих гражданам право на проживание в общежитии, и не выселяли граждан, утративших такое право.

Позиция муниципалитета

В настоящее время органы местного самоуправления не принимают на свой баланс общежития до разрешения проблем, связанных с их перенаселением (фактически это происходит из-за того, что в жилищном фонде г. Москвы нет свободных жилых помещений).

Однако, по сути, данная позиция муниципальных органов не основана на законе, который не предусматривает такого урегулирования взаимоотношений сторон.

Кроме того, проблемы, связанные с изменением правового режима жилых помещений в общежитиях, должны быть разрешены самими органами местного самоуправления г. Москвы, а не фактическими владельцами.

В частности, для изменения правового режима общежития, находящегося в фактическом владении ЗАО «Ремстройтрест», необходимо 8 — 9 изолированных жилых помещений для расселения нанимателей. У ГУП «Мосавтотранс», также владеющим общежитием, не хватает жилых помещений для предоставления 8 семьям, данное юридическое лицо проводит работу «по уплотнению» проживающих в общежитии граждан.

При этом органы местного самоуправления используют различные способы разрешения проблем фактического и юридического характера: переоборудуют жилые помещения путем установления перегородок с целью увеличения количества изолированных жилых помещений, либо выселяют нанимателей, прекративших трудовые отношения с юридическими лицами.

Доверительное управление как выход?

С учетом сложности и специфики такого объекта муниципальной собственности, как общежития, требующего специального решения вопросов управления, содержания, ремонта и т.д., муниципальными образованиями общежития начали передаваться на договорной основе в управление коммерческим юридическим лицам. Например, общежитие ОАО «Мосинжстрой» находится в доверительном управлении и на балансе ОАО «Мосинжстрой» (материалы дела № 2-93/2-06 Гагаринского районного суда г. Москвы). При этом правовой режим жилых помещений для нанимателей жилых помещений в общежитиях не изменялся, либо жилые помещения в них начали передаваться проживающим гражданам по договорам социального найма.

Данный процесс носит распространенный характер. Количество общежитий сокращается, гражданам ранее в них зарегистрированных, предоставляются квартиры в основном по договорам социального найма, некоторых граждан выселили.

В действующем законодательстве нет положений, специально регламентирующих передачу общежитий в доверительное управление коммерческим юридическим лицам при сохранении их правового режима и определяющих, какие права возникают у титульного владельца.

На практике общежития передаются, как правило, в доверительное управление. Согласно п. 1 ст. 1012 ГК РФ доверительное управление осуществляется в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Пункт 1 ст. 1020 ГК РФ устанавливает, что доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления имуществом, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление.

Договор доверительного управления должен заключаться между собственником или уполномоченным им лицом (в г. Москве это Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы) — учредителем управления и юридическим лицом — доверительным управляющим.

Правовое регулирование договора доверительного управления общежитием осуществляется по правилам главы 53 ГК РФ, за некоторыми исключениями, которые обусловлены спецификой самого имущества (общежития). В п. 1 ст. 1016 ГК РФ определены существенными условиями договора доверительного управления.

Однако, поскольку общие положения ГК РФ о доверительном управлении не учитывают специфики доверительного управления общежитиями, требуется принятие Постановления Правительства РФ, регламентирующего заключение Типового договора доверительного управления общежитием, права и обязанности сторон, в том числе:

обязанности доверительного управляющего по поддержанию и сохранению в надлежащем техническом и санитарном состоянии общежития, проведению капитального ремонта и реконструкции, по выселению граждан, утративших право пользования жилым помещением в общежитии;

право учредителя управления контролировать использование жилых помещений в общежитии согласно их назначению, соблюдение доверительным управляющим порядка и условий предоставления гражданам жилых помещений в общежитии.

Помимо этого необходимо закрепить меры ответственности за ненадлежащее управление общежитием доверительным управляющим и порядок прекращения доверительного управления общежитием.

Трансформация общежитий

Еще более сложным представляется определение правового режима жилых помещений, которые находятся в общежитиях, ранее принадлежавшие унитарным предприятиям федерального железнодорожного транспорта или организациям атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ст. 9 Федерального закона от 27.02.2003 №29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (Российская газета. 05.03.2003. № 42) и п. 15 ст.43 Закона о приватизации и п. 5 ст. 18 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон от 05.02.2007 № 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 09.02.2007. №4291) указанные субъекты приватизировали общежития в составе своего имущества.

В результате данные общежития утратили свой прежний правовой режим. Фактически они, возможно, и именуются общежитиями, однако юридически жилые помещения в общежитиях, ставших объектом частной собственности, предоставляются гражданам по договорам коммерческого найма. Как следствие, правовое положение жильцов таких общежитий трансформировалось, и их права нуждаются в дополнительной защите, в том числе путем внесения указаний законодателя на этот счет в соответствующие нормативные акты.

Начать дискуссию

Капвложения в ОС облагаются налогом на имущество. Но не всегда

По ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» после приведения объекта капвложений в состояние и местоположение, в которых он пригоден к использованию, капвложения считаются основными средствами. Но это может быть отдельный инвентарный объект.

Как предприниматель может законно сэкономить на налогах

Подавляющее большинство предпринимателей постоянно находятся в поиске способов сократить налоговую нагрузку. Это можно сделать легальным способом с обязательной оценкой рисков.

Зарплата

Минтруд хочет установить МРОТ на уровне 22 440 рублей

Минимальный размер оплаты труда с 2025 года вырастет на 16,6%.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

ПВЗ и маркетплейсы: партнеры или противники

Летом 2023 года были приняты Стандарты по взаимодействию маркетплейсов с пунктами выдачи заказов (ПВЗ), чтобы в рамках саморегулирования стороны могли наладить отношения.

ПВЗ и маркетплейсы: партнеры или противники

Перенос майнинга в правовое поле обеспечит бюджету 50 млрд рублей в год

Майнеры могут принести около 240 млрд рублей чистой ликвидности в цифровых валютах.

Импорт

Вырос спрос на услуги по финансовому сопровождению импортеров

Участники внешнеэкономической деятельности выбирают компании с официальным представительством в Китае, чтобы избежать проблем с оплатой поставок.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Майнеров и нотариусов обязали соблюдать антиотмывочный закон

Сведения о подозрительных операциях майнеры и нотариусы будут передавать в Росфинмониторинг.

Права потребителей

Оформление уголка потребителя

Оформление уголка потребителя — специально организованное место, где потребители могут получить информацию о товарах и услугах, а также о правах и защите своих интересов.

Кто и как должен применять ПБУ 18/02

Разбираемся, кто и зачем должен применять ПБУ 18/02.

Кто и как должен применять ПБУ 18/02

Что включить в декларацию по прибыли налоговым агентам

Налоговым агентам обязательно нужно заполнить подраздел 1.3 раздела 1 и Лист 3 декларации по налогу на прибыль. Сдать документ нужно до 25 июля.

Незаконные комиссии: спор ради спора?

Я все еще про налоги. В одном профильном чате наткнулся на многостраничный спор и, пока не разобрался, думал, что коллеги спорят о том, что банки незаконно взимают деньги за что-то. Например, за то, что ты со своего ИП слишком много хочешь вывести прибыли от деятельности на личный счет. Но нет, речь шла о тех самых налоговых комиссиях.

Незаконные комиссии: спор ради спора?

Средства на ИИС-3 будут застрахованы аналогично вкладам

В случае банкротства финансовой организации инвесторы смогут вернуть свои сбережения.

Введение больших оборотных штрафов за утечку персданных пока под вопросом

Организациям будет проще отдать деньги вымогателям, чем заплатить оборотный штраф за утечку персональных данных клиентов.

Инвестиции

Как откладывать 200–300 тысяч рублей в месяц, а главное зачем?

Каждый раз, когда я пишу о том, что инвестировал за месяц 200 000 рублей, многие интересуются, как вообще так бывает, где столько платят и кем нужно работать, чтобы зарабатывать столько, чтобы была возможность откладывать больше, чем тратить. Ок, отвечаю.

Как откладывать 200–300 тысяч рублей в месяц, а главное зачем?

Утренний бухгалтер № 5686. Завтра — последний день сдачи налоговых отчетов в июле: проверьте себя

До 25 июля включительно 2024 года организации и ИП должны успеть сдать отчетность по налогам.

Банки

Отнесение бизнеса к высокому риску можно будет оспорить в ЦБ, который его присваивает

Банк России будет самостоятельно рассматривать заявления о пересмотре рейтинга компании на платформе «Знай своего клиента». Пока что заявки принимают межведомственная комиссия и Росфинмониторинг.

Маркетплейсы

Татьяна Бакальчук: я подтверждаю начало бракоразводного процесса

«Я не заложница, ни от кого не прячусь»: Татьяна Бакальчук опубликовала видео после заявлений о «рейдерском захвате» Wildberries.

8
Обзоры новостей

Отмена транспортного налога, вычеты для самозанятых, налог на бедных в финансовом обзоре

Ключевые налоговые события.

Селлеры наблюдают с тревогой за ситуацией с Wildberries. Приняли закон с изменениями в налоговой политике. 💣«Ночной бухгалтер» № 1730

День вышел насыщенным - обсуждали скандал вокруг объединения Wildberries и Russ, обсуждали налоговые проверки, приняли в третьем чтении закон по реализации основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

НДС

Осталась неделя, чтобы продавцам из ЕАЭС встать на налоговый учет в РФ

Если компания из ЕАЭС продает товары через интернет на территории РФ, ей нужно зарегистрироваться в налоговой и платить НДС в России.