Приостановление деятельности организаций становится все более популярным наказанием

В 2005 году в российском законодательстве впервые появился новый вид наказания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – административное приостановление деятельности.
Приостановление деятельности организаций становится все более популярным наказанием
Заместитель директора Федеральной службы судебных приставов (ФССП) России Татьяна Игнатьева. Фото Сергея Васильева, ИА "Клерк.Ру"

В 2005 году в российском законодательстве впервые появился новый вид наказания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – административное приостановление деятельности. С каждым годом суды выносят все больше постановлений о вынесении такого наказания, и большая часть из них инициирована результатами проверок госпожнадзора МЧС России. Об этом на пресс-конференции на тему "О результатах работы ФССП России по административному приостановлению деятельности пожароопасных объектов" сообщила заместитель директора Федеральной службы судебных приставов России Татьяна Игнатьева. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

В 2009 году суды вынесли на основании протоколов противопожарной службы 22,5 тысячи постановлений о приостановлении деятельности. Это 66% из общего количества (более 34 тысяч) исполнительных документов о приостановлении деятельности должников по разным причинам, сообщила Игнатьева. За 7 месяцев 2010 года судебным приставам передано уже 22 тысячи «противопожарных» постановлений (всего их 28,5 тысячи).

Особую категорию составляют исполнительные производства в отношении социально значимых объектов: больниц, интернатов, школ, детских садов и даже жилых домов, подчеркнула Татьяна Игнатьева. По состоянию на 20 августа по этой категории проходит 9 800 исполнительных производств (7 880 – в связи с нарушением требований пожарной безопасности). Около 1400 пока остаются на исполнении. До 1 сентября остается всего несколько дней, а по России до сих пор приостановлена деятельность около 280 школ и детских садов, сообщила замдиректора ФСПП. Правда, в большинстве случаев это не означает полного закрытия учреждения, как правило, перекрывается доступ в те или иные хозяйственные помещения, в подвалы и на чердаки.

Тем не менее, судебные приставы нередко сталкиваются со сложными ситуациями, когда исполнение постановления суда наносит ущерб людям, абсолютно не виновным в нарушении каких-либо требований. К примеру, в случаях, когда речь идет о роддомах или интернатах для престарелых и инвалидов. «Приходится сталкиваться с ситуациями, когда приостановление деятельности ведет к тому, что должник перестает быть собственником или арендатором пожароопасного помещения, - заметила Татьяна Игнатьева. - Порой в таких помещениях находятся котельные, отапливающие соседние здания».

Далеко не всегда суды определяют, каким образом судебным приставам следует обеспечивать запрет на осуществление должником деятельности. Приставы обращаются в суды за разъяснениями, но примерно в половине случаев их не получают. Процедура исполнения таких решений не определена законодательно, посетовала замдиректора ФСПП. По словам Татьяны Игнатьевой, служба судебных приставов не является субъектом законодательной инициативы. Поэтому поправки в закон об исполнительном производстве, которые бы детально регламентировали деятельность приставов в проблемных случаях, сейчас разрабатывает Министерство юстиции.

Начать дискуссию