Федеральная антимонопольная служба предлагает ввести дисквалификацию чиновников, периодически нарушающих закон о государственных закупках. Об этом на пресс-конференции "Москва-Алматы - доступ бизнеса к госзаказу" сообщил начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС Михаил Евраев. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
Планируется, что на осенней сессии Госдума рассмотрит поправки в законодательство о госзакупках. Поправки предусматривают дисквалификацию тех должностных лиц, представляющих государственных или муниципальных заказчиков, которые преднамеренно (или непреднамеренно, но регулярно) нарушают требования закона о размещении заказов. Сегодня подобная судебная процедура существует в отношении нарушителей антимонопольного законодательства, таким образом, ФАС предлагает попросту расширить ее действие.
Между тем, далеко не всегда причиной правонарушений в сфере госзакупок является умысел, считают специалисты Международного центра финансово-экономического развития (МЦФЭР). По их мнению, часто речь идет о низкой профессиональной квалификации должностных лиц. Случается, что в отдаленных регионах заказчики плохо владеют компьютером, не говоря о знаниях законодательства о размещении госзаказа.
В I квартале 2011 года в ФАС поступило 6 311 жалоб на действия (бездействия) заказчика или уполномоченного органа. Из них 2 092 жалобы поданы на действия федеральных заказчиков, 1 946 - заказчиков на уровне субъектов Федерации, 2 273 - муниципальных заказчиков. Обоснованными признаны 2 083 жалобы (44% от общего количества рассмотренных). Доля постановлений о штрафах, выданных ФАС, увеличилась в I квартале 2011 года на 22% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.
"Иногда по незнанию процедуры заказчик может отказать участнику торгов просто из-за того, что нажал не ту кнопку, - комментирует замдиректора электронной торговой площадки "РТС-тендер" Дмитрий Серединцев. - Редко, но такое случается. А наиболее распространенный случай, который вызывает жалобы - когда поставщик выиграл электронный аукцион, направил проект контракта на подписание государственному заказчику, а тот протянул время и не смог подписать контракт в установленное законом время. Потом заказчик, наконец, спохватывается, решает подписать контракт, но система ему этого уже не позволяет - срок пропущен. В итоге заказчик нажимает кнопку "Отказаться от заключения контракта", переходит к тому участнику торгов, который показал вторую по выгодности цену, а потом закономерно получает жалобу от победителя тендера".
Начать дискуссию