Право

Действующее законодательство не запрещает ведение кадрового учета в электронном виде

Формальных препятствий для ведения кадрового учета в электронном виде препятствий нет уже сегодня.

Формальных препятствий для ведения кадрового учета в электронном виде препятствий нет уже сегодня. Другое дело, что для заключения полноценного электронного трудового договора работник должен располагать усиленной квалифицированной электронной подписью, что превращает такую возможность в пока что экзотическую опцию.

Об этом 6 июня в ходе 8-го ежегодного ECR Форума сообщил начальник отдела департамента государственной политики в области создания и развития электронного правительства Минкомсвязи Александр Кузнецов. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

"Уже год как в России действует Федеральный закон №63-ФЗ, согласно которому документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью, приравнивается к подписанному гражданином собственноручно, - напомнил Кузнецов. - Это в полной мере распространяется и на трудовой договор, поэтому если стороны сходятся в намерении заключить его в электронной форме, препятствий к этому нет. Правда, отдельным локальным актом должен быть прописан порядок проверки ЭП”.

Более того, сейчас в Госдуму внесен проект закона, который станет регулировать трудовые отношения с лицами, работающих на удаленном доступе - т.н. дистанционных работников. И там прямо говорится о возможности заключения трудового договора с использованием ЭЦП.
Внутренние документы (журнал учета кадровых документов и карточка личного учета) также могут вестись в электронном виде.

В Трудовом кодексе прямого запрета на использование в документообороте электронных подписей не содержится, в требованиях к составлению кадровых документов тоже не говорится, что они должны быть составлены исключительно на бумажном носителе. У нас установлены некие правила (например, о том, что журнал учета кадровых документов должен быть прошит, пронумерован), но это нигде не зафиксировано нормативно.

Итак, закон не мешает работодателю фиксировать отношения с работником в электронном виде. Но это теория. А что же практика? Сегодня стоимость сертификата усиленной квалифицированной электронной подписи колеблется в разных удостоверяющих центрах от 3 до 6 тыс.руб. (срок действия сертификата для подписания - 1 год 3 месяца, срок годности для проверки - 5-10 лет). Надо ли говорить, что такой ЭЦП располагают, мягко говоря, не все трудоустраивающиеся граждане?

"Это дело не ближайших месяцев, - признал Александр Кузнецов. - В ближайшие 5-10 лет говорить о массовом внедрении электронных трудовых договоров для физических лиц не приходится. Но начинать нужно уже сейчас. За один день перевести бумагу в электронный вид невозможно. Нужно накопить опыт кадровиков, архивистов, накопить практику разрешения трудовых споров".

"Тем более что скоро электронная подпись будет гражданину просто необходима для получения госуслуг в электронной форме, - напомнил представитель министерства. - Свою роль сыграет и проект универсальной электронной карты, в которую будет включена усиленная квалифицированная ЭП".

"Еще один сложный момент - срок жизни электронного документа, точнее, возможности проверить подпись под ним, - заметил Кузнецов. - Нужно создавать хранилища данных, рассчитанные на десятилетия, в которых достоверность документа будет проверяться еще на входе. Сейчас закон это вопрос никак не регулирует".

Ссылки по теме:

Сайты по теме:              

Минкомсвязи России

Начать дискуссию