Российский страховой рынок не имеет резервов, которые позволили бы ему сохранять стабильность после законодательного повышения выплат по ОСАГО – если в той же мере не будут повышены и тарифы на этот вид страхования. Об этом 18 апреля в ходе пресс-конференции на тему "Кризис национального рынка ОСАГО" заявил президент Российского союза автостраховщиков Павел Бунич. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
На 19 апреля в Госдуме намечено первое чтение неоднократно откладывавшегося законопроекта, в соответствии с которым резко увеличиваются выплаты по страховым случаям ОСАГО. В частности, предполагается, что страховые суммы, в пределах которых страховщик возмещает вред жизни и здоровью потерпевшего, вырастут с нынешних 160 тыс. рублей до 500 тыс. рублей на каждого потерпевшего.
В части возмещения вреда, причиненного имуществу, они должны увеличиться со 120 тыс. рублей до 400 тыс. рублей на каждого потерпевшего. Помимо этого, законопроект расширяет перечень лиц, имеющих право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего.
«Откуда-то надо взять деньги на это, - заметил президент РСА. - Есть два пути - либо увеличивать размер страховых тарифов по ОСАГО, либо резко уменьшать аварийность на дорогах». Первый путь представляется Буничу гораздо более реалистичным. «Страхование ОСАГО – отнюдь не сверхприбыльный бизнес», - заверил он журналистов и в доказательство привел статистику рынка с 2003-го, когда этот вид страхования впервые появился в России, по 2011 годы.
Согласно ей, хотя общий объем страховых премий по ОСАГО и рос все эти годы красиво и плавно, более-менее ощутимую прибыль страховщики начали получать лишь с 2010 года. Например, в 2011 году финансовый результат отрасли равнялся 12,6 млрд. рублей из собранных 103,3 млрд. Все предшествующие годы итог был мизерным, а то и вовсе отрицательным.
Если брать совокупный финансовый результат с 2003 года, то он не превысит 3,5% от оборота – 21,3 из 622,8 млрд. рублей. Любопытно, что обанкротившиеся за это время страховые компании увели с рынка еще большую сумму – 21,7 млрд. рублей. «Уголовных дел по этим случаям почти нет – посетовал Павел Бунич. – Хотя мы по каждой убежавшей компании пишем в милицию, в прокуратуру, но пока результатов нет. Это тоже часть кризиса – ответственности для ушедших с рынка компаний нет».
Тем временем российский авторынок продолжает расти. Страховщики уверены, что тарифы придется повышать: весь вопрос в том, насколько сильно. Законопроект дает им право принимать самостоятельные решения в пределах коридора, устанавливаемого правительством России.
Начать дискуссию