Процедура установления бенефициарных владельцев оффшорных компаний с помощью банков будет востребована полностью лишь с вводом в России так называемых CFC rules, который уже запланирован Минфином. Об этом в ходе встречи экспертов Палаты налоговых консультантов с журналистами заявил исполнительный директор практики «Эрнст энд Янг» в Москве по вопросам международного налогообложения Владимир Гидирим. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
Как известно, 30 июня Владимир Путин подписал закон о противодействии незаконным финансовым операциям (ранее известный как "законопроект пяти шестерок"). В числе прочего он призван противостоять уклонению от налогообложения в России с помощью офшорных компаний и фирм-однодневок.
Одно из ключевых нововведений закона - ввод определения бенефициарного владельца. Под таковым понимается физическое лицо, которое прямо или через третьих лиц владеет более чем 25 процентами капитала юридического лица. Клиенты банков по закону теперь обязаны предоставлять банкам информацию о своих бенефициарах, а те, в свою очередь - предоставлять такую информацию по запросу компетентных органов.
"Инструменты пока не ясны, и повального раскрытия бенефициаров пока нет, - отметил Владимир Гидирим. - Для чего эта информация может быть нужна налоговикам? Ну, для выяснения аффилированности. В текущих условиях больше вроде незачем".
Подстегнуть интерес налоговых органов к установлению конечных бенефициаров может введение так называемых правил КИК (контролируемых иностранных корпораций), в мировой практике известных как CFC rules (аббревиатура образована от слов Controlled Foreign Corporation). Намерение ввести CFC rules продекларировано в Основных направлениях налоговой политики РФ на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, разработанных Минфином.
В чем суть CFC rules, которые действуют во многих развитых странах мира? В России, к примеру, доход корпорации не облагается налогами, пока он не распределен в качестве дивидендов. В этих условиях обычной практикой является вывод прибыли в дочерние компании, зарегистрированные в оффшорах. Оттуда прибыль может перетекать обратно материнской компании, но уже будучи оформленной, например, в качестве займа, а не дивиденда владельцев.
Так вот, основной принцип CFC rules (в разных странах их конкретное применение несколько различается) гласит, что гражданин государства (в нашем случае - России), являющийся одним из собственников контролируемой иностранной корпорации (представленной, например, оффшорными владельцами) должен включать в декларируемый доход свою долю в доходе корпорации, пусть и не распределенном на дивиденды. В этом случае установление бенефициарного собственника "замыкает цепочку" и дает налоговикам возможность предъявлять прямые требования физлицам, владеющим организацией.
Комментарии
1Цитата:
"В России, к примеру, доход корпорации не облагается налогами, пока он не распределен в качестве дивидендов. В этих условиях обычной практикой является вывод прибыли в дочерние компании, зарегистрированные в оффшорах. Оттуда прибыль может перетекать обратно материнской компании, но уже будучи оформленной, например, в качестве займа, а не дивиденда владельцев. "
---------------------------------------------------------------------------------------------
Здесь какая-то ошибка. В России не доход, а прибыль любой компании, облагается налогом на прибыль. И этот факт не зависит от выплаты или не выплаты дивиденда акционерам. Дивиденды-распределенный доход акционеров, облагаются налогом дополнительно. Либо налогом на прибыль ЮЛ, в случае, если акционер-тоже ЮЛ, либо НДФЛ, если акционер - ФЛ.
Если доход ЮЛ не распределен, т.е. дивиденды не выплачивались, то и доход у акционеров не появляется, а значит и не подлежит налогообложению. А теперь, получается, что можно заставить бенефициарных собственников заплатить налог с не распределенной прибыли в дополнение к налогу на прибыль корпорации.