Права потребителей

Банк не имеет права устанавливать порядок судебного рассмотрения разногласий с клиентом исключительно по месту нахождения банка

Пункт кредитного договора, в котором устанавливается, что судебные разбирательства клиента с банком могут проходить только по месту нахождения самого банка, противоречит закону.
Банк не имеет права устанавливать порядок судебного рассмотрения разногласий с клиентом исключительно по месту нахождения банка
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Пункт кредитного договора, в котором устанавливается, что судебные разбирательства клиента с банком могут проходить только по месту нахождения самого банка, противоречит закону. Об этом в ходе конференции "Управление проблемными кредитами и залоговым имуществом: практика банков" напомнил представитель адвокатского бюро "Линия права" Олег Ушаков. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев. 

Очень часто в банковских кредитных договорах встречается следующая формулировка: «Разногласия, по которым стороны не смогут   достигнуть   договоренности, подлежат рассмотрению в судебном порядке по месту нахождения банка».

Между тем закон о защите прав потребителей гласит:

«Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены повыбору истца в суд по месту: (I) нахождения организации, (II) жительства или пребывания истца, (III) заключения или исполнения договора».

Как Высший Арбитражный суд, так и Верховный Суд РФ сходятся в том, что условия кредитного договора, ограничивающие альтернативную подсудность разрешения спора, признаются нарушением Закона о защите прав потребителей.

Это подтверждается п.7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 № 146, а также п.2 «Обзора судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 22.05.2013.

Начать дискуссию