Рынок судебной экспертизы, сложившийся за последние 7 лет, может быть вновь полностью монополизирован государством. Об этом 14 октября в ходе конференции, посвященная обсуждению законопроекта "О судебно-экспертной деятельности в РФ", заявил президент некоммерческого партнерства "Национальная палата судебной экспертизы" Сергей Волощук. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
1 июля правительство внесло на рассмотрение Госдумы разработанный Министерством юстиции законопроект о модернизации судебно-экспертной деятельности.
"Минюст подает своей законопроект как инициативу по очищению рынка от дилетантов, нечистых на руку людей, наводнивших страну в качестве негосударственных судебных экспертов, от чего страдает качество нашего правосудия, - отметил Волощук. - Но анализ внесенного в Госдуму законопроекта говорит о том, что Минюст преследует совершенно другие цели.
Первая и основная цель: де-факто (де-юре там ничего такого нет) восстановить монополию государственной судебной экспертизы после печально известного для госэкспертов Пленума ВАС №66 от 20 декабря 2006 года, который допустил негосударственных экспертов в арбитражный процесс и уравнял в правах с государственными экспертами. В итоге сегодня около 80% всех судебных экспертиз в России выполняется именно негосударственными экспертами. Исчезли многолетние очереди в государственные судебно-экспертные учреждения".
Для этого, по словам Волощука, в законопроекте утверждается ни на чем не основанное превосходство государственных экспертов над негосударственными - вне зависимости от уровня квалификации. Государственные экспертные организации наделяются правом обучать, повышать квалификацию и сертифицировать негосударственных экспертов - то есть своих непосредственных конкурентов.
"Вторая цель - получить возможность дополнительного контроля и воздействия на негосударственные экспертные организации за рамками данного закона, - продолжил эксперт. - Для этого предлагается возможность участия негосударственных экспертов в судебной экспертизе только в тех организационно-правовых формах, которые подлежат обязательной регистрации в Минюсте - то есть НКО. Хотя на самом деле название "некоммерческий" обозначает всего лишь порядок распределения прибыли, но не имеет никакого отношения к словам "бесплатно" и "бескорыстно".
"Третья цель Минюста - получить гарантированный источник внебюджетных доходов, - предупредил Волощук. - Для этого предполагается ввести вместо обязательной и бесплатной государственной профессиональной аттестации условно-добровольную и платную сертификацию негосударственных экспертных организаций в дочерней структуре министерства - Российском федеральном центре судебной экспертизы. Там же и тоже за деньги негосударственные эксперты обязаны будут проходить обучение и переквалификацию, а также платную валидацию методик проведения экспертиз".
"Если бы целью действительно была наведение порядка и очищение рынка от дилетантов и мошенников, идеология законопроекта должна была бы быть совершенно другой", - резюмировал Волощук. По его словам, независимое экспертное сообщество настаивает на равенстве всех экспертов перед законом за счет установления единых требований вне зависимости от формы собствености и организационно-правовой формы. Кроме того, закон должен иметь прямое действие, без передачи прав по его толкованию уполномоченным органам. По образцу закона о статусе судей в Российской Федерации, где все нормы и требования к судьям прописаны непосредственно в законе.
Начать дискуссию