Изменившаяся с 2012 года судебная практика рассмотрения споров страховых компаний и их клиентов по договорам так называемого "моторного страхования" - ОСАГО, ДСАО и КАСКО - привела к тому, что ежемесячные выплаты по суду у страховщиков увеличились во много раз.
Об этом 20 ноября в ходе VII ежегодного форума "Будущее страхового рынка", организованного рейтинговым агентством "Эксперт РА", заявил генеральый директор ОСАО "Ингосстрах" Александр Григорьев. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
Выплаты страхового возмещения по судам значительно выросли во втором полугодии 2012 года, после того, как Пленум Верховного Суда РФ своим постановлением №17 от 28 июня 2012 г. установил, что отношения в сфере страхования подпадают под действие Закона о защите прав потребителей. С тех пор динамика роста выплат сохраняется.
Участники форума полагают, что решение Верховного Суда привели к волне противоправных действий против страховщиков. "У нас есть масса подтверждений, что имеет место сговор, в котором задействованы не только клиенты, эксперты и юристы, но порой и судьи, - подчеркнул Александр Григорьев. - Например, у "Ингосстраха" в прошлом году выплаты по судебным решениям составляли 8-12 миллионов рублей в месяц, а в этом году они достигли уже 100 миллионов. Нужно четко отдавать себе отчет в том, что повышение выплат по судебным решениям не улучшает финансовое состояние населения. В основной своей массе деньги достаются лжеюристам и "бизнесменам" от страхования, работающим практически по мошенническим схемам. А хороший клиент платит за плохого, за мошенника - в КАСКО мы подняли тариф на 25%, учитывая как раз деятельность подобных групп".
"В Европе подобная ситуация возникла в 1970-80-х годах, когда появился термин "голодные юристы", - напомнил Григорьев. - В Германии, например, проблему удалось решить при помощи института омбудсмена, без обращения к которому нельзя подать иск в суд, Сыграло свою роль и немецкое законодательство, в котором нет понятий "сильная и слабая сторона". А в России договор и правила лицензирования не учитываются судами, для них есть только Гражданский кодекс, предусматривающий всего три основания для отказа в выплате. Хотя нынешняя глава 48 ГК не учитывает особенности страхового дела, которые возникли за 20 лет в отрасли.
Мы считаем, что нужно внести в ГК подробную статью о страховом договоре. Обязательно прописать, что такое страховой риск, прописать, что стороны определяют в договоре его условия. Необходимо четко прописать, по каким позициям стороны вправе договариваться, а по каким действуют только нормы ГК".
Игроки страхового рынка продолжают попытки разработать единую методику расчета ущерба при ДТП. "После 10 лет работы ОСАГО до сих пор не единой методики оценки ущерба, при которой бы не было споров между страховщиками и страхователями", - посетовал генеральный директор страховой компании "Согласие" Сергей Савосин. - Такая методика должна в том числе анализировать статистические данные по стоимости ремонта и запчастей, чтобы убыток был рассчитан правильно".
Тем временем средняя выплата по ОСАГО по итогам 3 квартала составила 30,5 тыс. руб., увеличившись с начала года на 20% "Моторное" страхование - лишь одна из головных болей рынка. Проблемы есть и в других сегментах - банки при оформлении страховки, сопутствующей кредиту, требуют очень высокую комиссию (46% по итогам первого полугодия), в корпоративном сегменте вследствие конкуренции произошло снижение ставок одновременно с повышением агентских комиссий.
В результате в 2013 году усредненный показатель рентабельности собственных средств российских страховщиков опустился до минимального за последние пять лет уровня (4,3% по итогам первого полугодия).
Комментарии
2Переводя на русский:
Страховщики: "раньше мы ничего никому не платили, а теперь приходится. Как же так?"