Российская версия концепции "контролируемой иностранной компании" страдает пробелами, которые снижают эффективность запланированной правительством борьбы с офшорами. Об этом в ходе пресс-конференции на тему "Деофшоризация экономики: усиление контроля за бизнесом или способ удержания капитала" сообщил партнер юридической компании "Пепеляев Групп" Андрей Терещенко. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
В начале января премьер-министр Дмитрий Медведев дал правительству поручение до 19 мая подготовить проект федерального закона, которым будет реализован комплекс мер по деофшоризации экономики. Одной из основных мер деофшоризации планируется сделать ввод в НК понятия "контролируемые иностранные компании". Термин подразумевает налогообложение в России нераспределенной прибыли иностранных организаций, находящихся под контролем российских организаций и (или) физических лиц. Соответствующий законопроект должен быть внесен в Госдуму во 2 квартале.
"На данный момент остаются непонятными технические аспекты, - отметил Андрей Терещенко. - Например, каким будет установлен «порог» владения иностранной компанией, чтобы она была признана контролируемой. Представляется спорной и сама идея проекта, как она сейчас сформулирована в поручении правительству - прибыль иностранной контролируемой компании будет облагаться налогами в РФ, только если она не распределяется в виде дивидендов российским бенефициарам.
Это неэффективный инструмент, поскольку в России НДФЛ более чем конкурентный по сравнению со ставкой этого налога в странах Европы и США, а налог на дивиденды - вообще 9%. То есть многие бенефициары будут даже желать получить прибыль в оффшорную компанию и затем распределить ее на дивиденды, заплатив 9%. Более того, зачастую эта деятельность так и организована сейчас, притом, что источником прибыли является российская экономика. То есть, в отличие от других стран, в России институт иностранной контролируемой компании не предполагает взимания налога на прибыль".
"Наконец, офшорные компании - не единственный и не самый распространенный механизм налоговой оптимизации, - продолжил представитель "Пепеляев Групп". - Помимо классических офшоров (стран, в которых отсутствует налог на прибыль, оборот или капитал с доходов от международной деятельности), в схемах увода капиталов из экономики крайне распространено использование низконалоговых юрисдикций, предоставляющих существенные налоговые льготы на некоторые виды операций и имеющих договоры об устранении двойного налогообложения с РФ. К таким странам, помимо Кипра, относятся Нидерланды, Люксембург, Австрия и ряд других. Эти страны очень часто используются как государства - транзитеры капиталов в офшорные юрисдикции, и потому они должны быть включены наравне с офшорами в ту группу стран, в отношении которых будут применяться правила об иностранных контролируемых компаниях.
А правительственная программа сегодня оперирует только терминами оффшоры, но не низконалоговые юрисдикции. Другое дело, что принятие данных правил может потребовать изменений международных соглашений об устранении двойного налогообложения, что является более сложным процессом, поскольку выходит за рамки компетенции только российского законодателя".
Начать дискуссию