ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении № А63-839/2013 от 24.02.2014 пояснил, что госзаказчик не может обогащаться путем взимания с подрядчиков чрезмерной неустойки по контрактам.
ФАС отметил, что суды не нашли оснований снизить неустойку, указав, что отношения по муниципальному контракту возникли на добровольной основе, соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается, подрядчик явной несоразмерности начисленных санкций возможным последствиям нарушения не доказал.
Между тем в данном случае муниципальный заказчик не опроверг доводы подрядчика о наличии оснований для снижения неустойки ввиду того, что размер неустойки фактически покрывает стоимость выполненных работ, задержка в выполнении работ не повлекла убытки, иные неблагоприятные последствия, а также о том, что подрядчик выполнял работы без получения аванса.
Суды, требуя доказательств, в обоснование доводов подрядчика о необходимости снижения неустойки, не учли, что обстоятельства, на которые ссылается подрядчик, могут быть установлены исходя из имеющихся в деле доказательств.
Получение в рамках исполнения государственных контрактов денежных средств с поставщиков за счет завышения санкций не отнесено к целям принятия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов" и может воспрепятствовать этим целям, дискредитировав саму идею размещения государственных и муниципальных заказов на торгах, обеспечивающих прозрачность, конкуренцию, экономию бюджетных средств.
Начать дискуссию