Реформа российской судебной системы, выражающаяся в объединении двух высших судов - Верховного и Высшего арбитражного, рискует не удовлетворить ни одну из групп населения, которые раньше пользовались этими двумя ветвями судебной власти. Об этом 25 марта в ходе Юридического форума 2014, организованного газетой The Moscow Times, заявил руководитель группы практики по разрешению споров Goltsblat BLP Иван Веселов. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
"Арбитражные суды и суды общей юрисдикции имеют дело с двумя разными категориями субъектов права, - подчеркнул Веселов. - С одной стороны, это предприниматели, по определению ориентированные на получение прибыли, действующие на началах риска, и к ним применяются завышенные стандарты добросовестного поведения, стандарты ответственности. Это люди, на самом деле желающие, чтобы в Гражданском кодексе не было вообще никаких императивных норм. Идеал для такой категории - английское право, свободное формулирование договорных отношений.
И вторая категория граждан - это клиенты судов общей юрисдикции. Усредненный ее портрет - это неопытный, слабовольный, легкомысленный субъект, вступающий в экономические отношения, добросовестно заблуждаясь относительно их последствий для себя в имущественной сфере. Возникает вопрос - возможен ли единый подход к данным, принципиально разным категориям лиц? На мой взгляд, когда мы попробуем объединить состязательность сторон (арбитражный процесс) и патернализм (суды общей юрисдикции), то получим усредненный подход между этими крайними точками. И ни одна из категорий субъектов, подпадающих под регулирование сферы гражданского права, не останется довольна. Для "обычных" граждан потолок их добросовестности повысится, чего они совсем не жаждут, а для предпринимателей, наоборот, свобода ограничится, ограничится уровень их усмотрения".
"Мы сами способствуем развитию так называемого судебного туризма, - заключил представитель Goltsblat BLP, - когда серьезные корпорации и бизнесмены предпочитают передавать свои споры на рассмотрение третейских институтов Лондона, Стокгольма, Парижа - кого угодно, но не оставаться в рамках российской юрисдикции".
Начать дискуссию