Осенью Госдума продолжит рассматривать поправки в Гражданский кодекс РФ, проект которых был внесен в парламент от имени президента еще в 2012 году. В числе прочего ожидаются значительные изменения в порядке заключения договоров. Об этом в ходе конференции "Минимизация корпоративных рисков в свете последних законодательных изменений и судебной практики" сообщил научный эксперт юридической компании "Пепеляев Групп" Игорь Цветков. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
В ст. 431.1 ГК РФ вводятся специальные нормы о недействительности договоров. В частности, сторона предпринимательского договора лишается права требовать признания его недействительным, если она приняла от контрагента исполнение по данному договору и при этом полностью или частично не исполнила свое обязательство. (Исключения – оспаривание договора в порядке ст. 173, 178, 179 ГК РФ, а также когда предоставленное другой стороной исполнение связано с заведомо недобросовестными действиями этой стороны).
Сторонам предпринимательского договора предоставляется возможность заключать соглашения о последствиях недействительности оспоримого договора. Такие соглашения могут заключаться только до признания судом договора недействительным, не должны затрагивать интересы третьих лиц и нарушать публичные интересы. Если такое соглашение не заключено – применяются последствия по ст. 167 ГК.
Вводится новое правило, что заявление о недействительности (т.е. не только в иске, но и в отзыве на иск) не имеет правового значения в случае недобросовестных действий лица, ссылающегося на недействительность (п. 5 ст. 166).
Применительно к данному случаю недобросовестными предлагается считать действия стороны сделки, которая сначала вела себя образом, не вызывающим сомнений в том, что она согласно со сделкой и намерена придерживаться ее условий, но впоследствии обратилось в суд с требованием о признании сделки недействительной.
Начать дискуссию