Государству стоило бы не вводить новые меры по ограничению роста цен на продовольствие, а хотя бы раз использовать на практике механизм регулирования, заложенный в действующем законе о торговле. Об этом 23 сентября в ходе брифинга на тему "Новые тренды в экономической политике России. Взгляд экспертов на главные новостные поводы этой осени" заявил научный эксперт юридической компании "Пепеляев Групп" Игорь Цветков. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
27 августа, через три недели после указа президента об ограничении импорта продовольствия из стран ЕС и США, в Госдуму был внесен проект поправок в закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» (он же - "закон о торговле" №381-ФЗ).
Законопроект, направленный на борьбу с ростом цен, предусматривает введение предельного уровня наценок на продовольственные товары. Например, производители первичного сырья (зерна, молока, овощей и т.д.) смогут продавать его оптовикам и переработчикам, прибавив к себестоимости производства не более 45%.
Для переработчиков, в свою очередь, предельная наценка ограничена 15% от отпускной цены производителя сырья. Для организаций оптовой торговли – 10% от отпускной цены производителя продовольственных товаров. Для организаций розничной торговли, включая рынки – 15% от отпускной цены производителя или оптовой цены.
Правительство РФ, в соответствии с законопроектом, должно получить право ограничивать долю импорта в различных сегментах продовольствия, реализуемого через розницу.
"А просчитывали ли депутаты эффект от законопроекта? - задался вопросом Игорь Цветков. - Например, если производственные затраты переработчиков, торговых организаций, организаций общественного питания (аренда, налоги, зарплата и др.) будут превышать предельный уровень торговых наценок? Что тогда? Им что – прекращать свою деятельность или уходить «в тень»? Тем более что в финансово-экономическом обосновании законопроекта указано, что изменения не потребуют отмены налогов или освобождения от их уплаты (т.е. налоговое стимулирование не планируется)".
И приведет ли эта мера к реальному снижению цен? На этот счет у меня есть большие сомнения, потому что сегодня мы худо-бедно имеем ценовую конкуренцию, когда сети заставляют поставщиков снижать отпускные цены. В случае принятия законопроекта все участники цепочки будут смело устанавливать предельный уровень наценок, предусмотренный законом". Ожидается, что Дума будет рассматривать законопроект в ноябре. Между тем 16 сентября российские отраслевые союзы и ассоциации торговых сетей, поставщиков и производителей продовольственных товаров подписали Меморандум о недопущении необоснованного роста розничных и отпускных цен на продукты питания.
"Мне кажется, что как раз подобные соглашения (легализованные в ст. 12 Закона о торговле) - и есть перспективный путь, - заявил представитель "Пепеляев Групп". - Кроме того, до сих пор на практике ни разу не был использован механизм контроля розничных цен, зафиксированный в п.5 ст. 8 того же закона. А он гласит, что если в том или ином регионе РФ в течение месяца зафиксирован рост цен более чем на 30%, то власти могут вводить соответствующие ограничения. На мой взгляд, для покупателей это более действенная защитная мера".
Комментарии
1