Государство предложило ряд мер по пресечению оттока капитала из России. Об этом 24 сентября в ходе круглого стола "Деофшоризация экономики и введение уголовной ответственности юридических лиц в России" сообщил представитель Следственного комитета России Георгий Смирнов. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
По его словам, Совет Федерации, предложил установить уголовную ответственность за агрессивное налоговое планирование. Этим восстанавливается социальная справедливость, потому что действующая статья 199 УК предусматривает наказание только за фальсификацию документов бухучета и отчетности, а к таким мерам прибегает только малый и отчасти средний бизнес. Крупные же корпорации остаются безнаказанными.
“Необходима и еще одна важная мера - уголовная ответственность юридических лиц. Сегодня российское законодательство предусматривает такую ответственность только против физлиц. Хотя во всех странах с развитой экономикой уголовная ответственность юрлиц есть - в том или ином виде. Для чего она нужна? Тут можно выделить два аспекта. Внутренний - потенциальная уголовная ответственность, по жесткости мер способная довести компанию до банкротства, заставит владельцев, к примеру, не жалеть средств на меры безопасности. Это относится, в частности, к делам об авиакатастрофах, когда выясняется, что перевозчик экономил на всем, чем можно, ставя под угрозу жизни пассажиров”.
“Внешний аспект, - продолжил Смирнов, - в России сегодня отсутствует экстерриториальный механизм уголовного преследования иностранных юридических лиц. То есть арест, конфискация имущества, возврат законному владельцу. В международном праве действует принцип взаимности: деяние должно быть криминализировано как в стране - инициаторе сотрудничества, так и в стране - его субъекте. И если у нас нет уголовной ответственности для своих юрлиц, мы не можем ничего делать с иностранными - оффшорными владельцами российских активов. А при выводе капиталов за рубеж ничего, естественно, на физлиц не оформляется - все ставится на баланс иностранных юрлиц. Которых трогать в настоящее время у нас не получается.
США давно идет этим путем. В 2007 году у них был введен запрет на злоупотребление налоговым правом (так называемая доктрина разумной деловой цели). Далее последовал закон FATCA, который обязал иностранные банки раскрывать информацию о владельцах счетов - американских гражданах”.
"Агрессивное налоговое планирование бьет по бюджетам, по социальным программам, - напомнил председатель комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин. - В 2013 году, по данным Счетной палаты, 329 млрд. долларов из внешнеторгового оборота России прошли через низконалоговые юрисдикции. Это цифра, сопоставимая с доходами федерального бюджета.
Что касается уголовного преследования юрлиц - вот, например, бывший министр финансов Московской области сбежал с наворованными деньгами. Сейчас идут переговоры по экстрадиции, но даже если вернут нам Кузнецова, то та недвижимость, которую он накупил во Франции, так и останется во Франции? А отмывочным банкам, через которые перекачиваются деньги за рубеж, тоже ничего не будет, кроме лишения лицензии?".
"Вопрос не то что назрел, а перезрел, - констатировал зампред комитета Госдумы РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Александр Ремезков. - Мы больше 20 лет находимся в рыночной экономике, а вопрос ответственности ее субъектов решается только сейчас. Не возвращая утекающие деньги из-за рубежа, мы наказываем свое население. Ведь именно государство заботится о финансировании социальных программ".
Начать дискуссию