Госдума приняла в окончательном чтении законопроект № 814738-6 об установлении запрета на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.
Как пояснил Клерк.Ру , эксперт по налоговым спорам ассоциации "Правовой Сервис 48Prav.ru" Павел Самсонов, указные положения не выводят полностью субъектов малого предпринимательства из под государственного контроля.
“Во-первых, есть сферы, на которые указанные в законе ограничения не распространяются: это надзор сфере промышленной, пожарной и экологической безопасности по объектам первого и второго класса опасности, в сфере радиационной безопасности и государственной тайны. Во-вторых, контрольные мероприятия могут проводиться в случае, если субъект малого предпринимательства ранее привлекался к административной ответсвенности, принималось решение об аннулирование (приостонавление) лицензии, и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой принято такое решение, прошло менее 3 лет. В-третьих, в указанном Законопроекте речь идет именно о плановых проверках.
То есть, если органы государственного контроля получают информацию о нарушениях, то может быть назначена внеплановая проверка. Эта возможность с одной стороны дает возможность на законных основаниях реагировать государственным органам на предотвращение возможных нарушений законодательства, но при этом, по сути, дает возможность при необходимости инициировать проверку в любое время. Кроме того, в нашей практике есть пример, когда конфликтующие между собой предприниматели используют обязанность государственных органов на проведение контроля в своих целях.
Так, один предприниматель, испытывающий личную неприязнь к соседней организации в течении 1,5 лет пишет во все инстанции жалобы во все государственные органы с целью проверки и контроля на предмет организации притона, продажи наркотиков, нарушения правил пожарной безопасности, миграционного законодательства. Со слов представителей государственных органов, они давно бы перестали проверять организацию, но обязаны реагировать на поступающую информацию.
Еще одним существенным положением законопроекта является необходимость оценивать какие негативные последствия, угрозы и риски присутствуют в деятельности субъектов малого предпринимательства, возможность наступления вреда от их деятельности, и какова вероятность наступления такого вреда. Чем больше факторов, влияющих на безопастность, тем чаще будут проверки. В случае соблюдения законодательства, отсутствие просрочек в выполнение предписаний, количество плановых проверок должно быть минимальным.
Таким образом, вступления законопроекта в силу должно позитивно сказаться на работе малого бизнеса. Между тем основной вопрос в том состоит в том, какая будет практика применения указанного закона, включая практику контроля за нарушениями со стороны государственных органов в вопросах профилактики правонарушений”, - отмечает Павел Самсонов.
Начать дискуссию