Процедура банкротства физлиц, несмотря на опасения, пока что не стала массовым явлением. Об этом 21 января в ходе пресс-конференции на тему "Банки и регуляторы: 2016 и дальше" сообщил президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. С места события передаёт корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
Как известно, с 1 октября 2015 года в России действует закон о банкротстве частных лиц. По разным оценкам, звучавшим в течение прошлого года, в сферу его действия могли попасть до 500 тысяч проблемных заемщиков, а представители банковской отрасли опасались, что арбитражные суды будут завалены делами о банкротстве, с которыми не успеют справиться. Однако оказалось, что на деле интерес граждан к процессам банкротства был явно преувеличен.
"Никакого ажиотажа с банкротством нет, - отметил Гарегин Тосунян. - Мы опасались, что масса мошенников подготовится и ринется на нас с 1 октября, но этого не произошло. Что касается банков, то они в своей судебной деятельности сегодня ориентированы в основном на поручителей по кредитам физлиц. И вообще, мы считали расходы, и получается, что если сумма долга меньше миллиона рублей, банку вообще нет смысла подавать на банкротство - расходы на взыскание будут слишком большими.
Пока что на этом пути банки пошли "сверху", с самых "дорогих" клиентов, и когда дойдут даже до миллиона, пока неизвестно. Впрочем, потом, когда накопится опыт и процедуры, дойдет и меньших по размеру долгов. Маховик будет раскручиваться, и мало никому не покажется".
"Банки больше ориентированы не реструктуризацию выплаты при наличии дохода у должника, - добавил советник президента АРБ Эльман Мехтиев. - И всегда готовы прислушиваться к клиенту, попавшему в объективно тяжелое положение".
Тем не менее, и реструктуризация долга является очень нелегким процессом.
"Сегодня у должников кредиты в слишком большом количестве банков, - пояснил Мехтиев. - Если в 2009 году у должника было в среднем 1-2 кредитора, то сегодня встречаются люди, которые должны двум десяткам финансовых учреждений. Это мешает реструктуризации, банки не могут между собой договориться. И если больше трех кредитов у человека, реструктуризация практически невозможна".
Проблему можно решить при помощи финансового омбудсмена, считают специалисты. Точнее, независимого оператора при нем, который мог бы в качестве посредника регулировать процесс реструктуризации долгов одного физлица разным банкам. Однако законопроект о финансовом омбудсмене пока что "завис" в Госдуме и перспективы его неясны.
Тем временем, у должников остается право самостоятельно обращаться в суд и добиваться списания процентов и штрафов, подчеркнул Гарегин Тосунян.
Начать дискуссию