Земельное законодательство

Минсельхоз подготовил порядок ускоренного изъятия неиспользуемых сельхозземель

Министерство сельского хозяйства подготовило проект изменений в закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которые предусматривают изменение порядка изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Минсельхоз подготовил порядок ускоренного изъятия неиспользуемых сельхозземель
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Министерство сельского хозяйства подготовило проект изменений в закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которые предусматривают изменение порядка изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения в случае их ненадлежащего  использования.

Об этом в ходе «нулевого чтения» законопроекта, прошедшего в Общественной палате РФ, заявил заместитель директора Департамента земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Минсельхоза России Эдуард Галишин. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев. 

В частности, предлагается сократить "контрольный срок" неиспользования участка, после которого он может быть изъят, с пяти до трех лет. В свою очередь, новый собственник участка должен будет приступить к его надлежащему использованию в течение года с момента покупки. В противном случае он может быть привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 8.8 КоАП.

В закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля» предлагается внести изменения, согласно которым проверка участка может осуществляться в отсутствие собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов (при условии их надлежащего уведомления о проверке). 

В месячный срок со дня поступления материалов от Россельхознадзора  орган исполнительной власти субъекта РФ должен обратиться в суд с требованием об изъятии  участка и о его продаже с публичных торгов. Сами торги должны быть проведены в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. При этом лицо, у которого изымается участок, не может участвовать в торгах.

Если участок запущен, то его начальная цена уменьшается на величину расходов на культуртехнические работы, но не более чем на 20 процентов. При повторных торгах цена снижается на двадцать процентов. Если и повторные торги признаны несостоявшимися, участок может быть приобретен в муниципальную собственность по цене вдвое меньше начальной цены, заявленной на повторных торгах. Если участок не приобретен в муниципальную собственность, его по указанной цене обязан приобрести субъект РФ.

По словам Эдуарда Галишина, законопроект получил одобрение 80 субъектов РФ, завершается его согласование с причастными министерствами и ведомствами перед внесением в Госдуму. 

Завкафедрой земельного права Государственного университета по землеустройству Станислав Липски напомнил о неразмежеванных до сих пор земельных паях, которые в 1990-х годах выдавались работникам сельхозпредприятий.  выданные населению. По его словам, число таких паёв хоть и сокращается, однако в сумме их по стране до сих пор насчитывается 9 миллионов. Липски призвал учесть эту особенность и при принятии закона выделить неразмежеванные паи в отдельную категорию участков.

Представитель ГУЗ также напомнил о том, что в Налоговом кодексе и сегодня есть "вилка" - от 0,3% до 1,5% кадастровой стоимости участки, и ставку можно поднимать, если земля не используется по назначению. По словам Липски, такая практика уже освоена в Московской области, где земельная и налоговая инспекции наладили плодотворное взаимодействие.

Директор Центра агропродовольственной политики РАНХ и ГС Наталья Шагайда тем временем подчеркнула, что из неиспользуемых сельскохозяйственных земель лишь 15% это частные земли, остальное — в собственности государства.

«Однако законопроект направлен именно против частного собственника, нерационально использующего землю, - отметила она. - Это дискриминация и, более того, коррупционногенный фактор».

Начать дискуссию