1 мая 2016 года Президент РФ подписал Федеральный Закон №130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Закон внес значительные изменения в порядок взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами. Изменения претерпели положения НК РФ об обжаловании актов налоговых органов, действий или бездействия должностных лиц налогового органа. Эти изменения вступили в силу со 2 июня 2016 года.
Ранее в соответствии с п.5 ст.138 НК РФподача жалобы в вышестоящий налоговый орган могла приостановить исполнение обжалуемого акта налогового органа или совершение обжалуемого действия его должностным лицом, если были достаточные основания полагать, что указанный акт или указанное действие не соответствует законодательству РФ. Согласно внесенным поправкам исполнение решения можно приостановить в случае обжалования вступившего в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения до принятия решения по жалобе. Для этого податель жалобы должен обратиться с соответствующим заявлением в налоговый орган и предоставить банковскую гарантию, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению. Заявление о приостановлении исполнения обжалуемого решения подается одновременно с жалобой. К нему необходимо приложить банковскую гарантию. При этом к банковской гарантии применяются требования, установленные п.5 ст.74.1 НК РФ, но с учетом некоторых особенностей (срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев со дня подачи лицом заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения; сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение банком-гарантом обязанности по уплате денежной суммы в размере налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению).
В течение пяти дней со дня получения заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения вышестоящий налоговый орган либо приостанавливает исполнение решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо выносит отказ, который может быть получен в случае несоответствия банковской гарантии требованиям, установленным ст.138 НК РФ и (или) п.5 ст.74.1 НК РФ. Если податель жалобы не уплатит налог (сбор, пени, штраф) в установленный в требовании срок, налоговики не позднее пяти дней направят банку-гаранту требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии.
Законодатели внесли изменения в порядок документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами в случае подачи апелляционной жалобы. Пункт 1 ст.139.2 НК РФ дополнен положением, согласно которому жалоба может быть направлена в электронной форме по ТКС или через "Личный кабинет налогоплательщика". Форматы и порядок представления жалобы в электронной форме утверждены ФНС России. Теперь получить решение по жалобе можно будет тремя способами: на бумажном носителе, в электронной форме по ТКС или через "Личный кабинет налогоплательщика" (подп.6 п.2 ст.139.2 НК РФ).
Уточнены причины, из-за которых жалоба может быть оставлена без рассмотрения: если жалоба подана с нарушением порядка, установленного п.1 ст.139.2 НК РФ, или в жалобе не указаны акты налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, которые привели к нарушению прав лица, подавшего жалобу (подп.1 п.1 ст.139.3 НК РФ); до принятия решения по жалобе налоговый орган сообщил об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу, в порядке, установленном п.1.1 ст.139 НК РФ (подп.5 п.1 ст.139 НК РФ).
Ранее, согласно п.2 ст.140 НК РФ, вышестоящий налоговый орган рассматривал жалобу без участия лица, подавшего жалобу. Со 2 июня 2016 года вышестоящий налоговый орган должен рассматривать жалобу с участием ее подателя, если в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения будут выявлены противоречия между сведениями, содержащимися в представленных нижестоящим налоговым органом материалах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в материалах нижестоящего налогового органа.
Такие разъяснения дает УФНС по Ульяновской области на ведомственном сайте.
Начать дискуссию