Институт госкорпораций не будет заменен публично-правовыми компаниями (ППК), пишет "Коммерсант".
Вчера Госдума приняла в финальном третьем чтении законопроект, регулирующий работу ППК,— речь в нем идет об их совместном существовании с госкорпорациями, хотя проект готовился для преобразования последних. Публично-правовые компании смогут использоваться для развития и модернизации отраслей и территорий, на их сделки не будут распространяться нормы Гражданского кодекса, описан в законе и прямой запрет на их банкротство. Юристы предупреждают, что самое важное — состав передаваемого ППК имущества и их наблюдательных советов — будет решаться позже.
Госдума вернулась к законопроекту Минэкономики о создании публично-правовых компаний, принятому в первом чтении еще в 2013 году. Понятие ППК, напомним, существует в Гражданском кодексе (ГК) — это один из видов юрлиц--некоммерческих организаций в одной группе с общественными и религиозными организациями, ТСЖ, АНО и казачьими обществами. Впрочем, больше о ППК, институте, наиболее широко работающем в Евросоюзе, в ГК ничего не сказано — новый закон как раз призван сформулировать задачи работы компаний публичного права, полномочия и прочие особенности работы таких юрлиц.
Ранее предполагалось, что в ППК будут преобразованы госкорпорации — инициативу избавить российское законодательство от этого вида юрлиц высказывал Дмитрий Медведев еще на посту президента. Однако в принятой вчера редакции закон не распространяется на большую часть существующих корпораций — АСВ, ВЭБ, "Ростех", "Росатом" и "Роскосмос". Таким образом, в ППК могут быть преобразованы АО, полностью находящиеся в федеральной собственности, госкомпании и остальные госкорпорации ("Автодор", Фонд содействия реформе ЖКХ).
В Минэкономики "Коммерсанту" сообщили, что действующие госкорпорации вообще не будут преобразовываться в ППК. "Более того, в Гражданском кодексе будет предусмотрена организационно-правовая форма — госкорпорация",— заявили в министерстве. Там отметили, что "после принятия специального закона у государства появится инструмент для создания организаций со специальной правоспособностью, но с унифицированным регулированием по вопросам совершения сделок, управления, аудита и реорганизации". Глава комитета Госдумы по собственности Сергей Гаврилов объяснил создание ППК тем, что "интересы частного капитала объективно не могут полностью совпадать с интересами государства — например, при реализации инновационной и промышленной политики". В фонде ЖКХ сообщили, что не были в курсе подготовки проекта, представитель фонда сообщил, что вероятное изменение правовой формы не помешает выполнить его задачи.
Начать дискуссию