По результатам выездной проверки ИФНС России по г. Орлу вынесла решение о привлечении ОАО «Орловский винодельческий завод» к ответственности и доначислении предприятию более 27 млн. рублей (в т.ч. налог – более 19 млн. рублей, пени – более 6 млн. рублей и штраф – около 2 млн. рублей). Руководство предприятия обратилось за помощью к региональному бизнес-омдубсмену Евгению Лыкину.
Не согласившись с выводами акта налоговой проверки и принятым решением о доначислении указанных сумм, Уполномоченный по защите прав предпринимателей оспорил результаты проведенной проверки руководителю УФНС России по Орловской области.
В своих возражениях бизнес-защитник отметил несогласие с выводами ИФНС, вменяющими в вину предприятию ответственность за действия третьих лиц, не являющихся его прямыми контрагентами.
В частности, бизнес-омбудсменом было указано, что в соответствии с позицией Европейского Суда по правам человека, изложенной в Решении от 22 января 2009 г. (дело «Булвес» АД против Болгарии (жалоба № 3991/03), если получатель поставляемых товаров является лицом со статусом налогоплательщика, которое не знало и не могло знать о том, что рассматриваемая операция связана с мошенничеством со стороны продавца, то недопустимо в силу положения гражданского права признавать сделку продажи недействительной, а точнее ничтожной, как противоречащую публичному порядку и совершенную на противоправных началах со стороны продавца. И соответственно нельзя лишать налогоплательщика права на вычет НДС, который был им уплачен.
Соответствующая позиция о презумпции добросовестности налогоплательщиков нашла свое отражение и в актах национальных высших судебных инстанций России.
Так, согласно Определению Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 № 138-О по смыслу положения, содержащегося в п.7 ст.3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика.
Более того, Определением Конституционного Суда РФ от 16.10.2003 № 329-О разъяснено, что истолкование статьи 57 Конституции России в системной связи с другими положениями Конституции не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности.
Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие «добросовестные налогоплательщики» как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
По результатам апелляционного рассмотрения изложенных доводов Управлением ФНС России по Орловской области вынесено новое решение, согласно которому размер доначислений предприятию уменьшен более чем на 21 млн. рублей (в т.ч. уменьшены доначисления по налогу – более чем на 15 млн. рублей, пени – более чем на 5 млн. рублей, размер штрафа снижен почти на 1 млн. рублей).
Таким образом, по результатам принятых бизнес-омбудсменом в защиту субъекта предпринимательства мер, размер осуществленных ИФНС предприятию доначислений с более чем 27 млн. рублей снижен до 6,5 млн. рублей, сообщается на сайте бизнес-омбудсмена.
Начать дискуссию