С фиктивного бухгалтера взыскали полученную зарплату по иску конкурсного управляющего. Дело рассматривалось в судах Северо-Западного округа.
Как следует из материалов дела, по условиям Трудового договора ООО принимает на работу С.А.В. (с местом регистрации город Ростов-на-Дону) в должности бухгалтера в бухгалтерии организации, с выплатой ежемесячного оклада в размере 50 000 руб. Местом работы бухгалтера определено: офис Общества, расположенный в аэропорту поселка Октябрьский, Брянского района, Брянской области. Трудовой распорядок определен с понедельника по пятницу, с началом рабочего дня 09 час. 00 мин. и с окончанием - 17 час. 00 мин.
Согласно дополнительного соглашения к Трудовому договору, место работы было изменено на офис, находящийся по адресу: Тверская область, город Конаково, площадь Калинина, дом 3.
Пунктом 5.1 Трудового договора предусмотрены обязанности работника, а именно ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, начисление и перечисление налогов (сборов) в соответствующие бюджеты и фонды.
Посчитав, что спорный Трудовой договор фактически Соболь А.В. не исполнялся (отсутствуют надлежащие для этого доказательства), и не мог исполняться, поскольку ответчиком не было подтверждено нахождение ее по месту Общества (указанному в договоре), конкурсный управляющий оспорила данную сделку в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что в конкурсный управляющий представил доказательства фактического отсутствия исполнения Соболь А.В. предусмотренных спорным Трудовым договором обязанностей бухгалтера. Было принято во внимание отсутствие результатов трудовой деятельности ответчика, а с учетом полученных сведений от налогового органа (об отсутствие сданной налоговой и иной отчетности), сделан вывод о фиктивности спорной сделки, заключенной лишь с целью создания законных правовых последствий в ущерб интересам кредиторов должника.
Суд второй инстанции с решением первой не согласился, однако кассационная инстанция его не поддержала, отменив постановление и оставив в силе определение первой инстанции. В постановлении от 18.07.2016 N Ф07-5766/2016 АС Северо-Западного округа в частности отмечено, что формальное составление договора со стороны работника без намерения его исполнения указывает направленность его действий в ущерб имущественным интересам других кредиторов должника. И поэтому трудовой договор мог быть оспорен в суде, как фиктивная сделка.
Начать дискуссию