Налоговые споры

Суд: организация деятельности налогового органа не может нарушать права налогоплательщика

Налоговый орган должен самостоятельно осуществить зачет суммы недоимки в счет имевшейся на дату уплаты налога в бюджет суммы переплаты, а организация деятельности налогового органа не может нарушать права налогоплательщика.

Налоговый орган должен самостоятельно осуществить зачет суммы недоимки в счет имевшейся на дату уплаты налога в бюджет суммы переплаты, а организация деятельности налогового органа не может нарушать права налогоплательщика. Такой вывод сделан в постановлении АС Московского округа от 11.10.2016 N Ф05-13597/2016.

МИ ФНС начислила пени за уплату НДПИ за февраль 2015 года, при том, что у Общества была переплата по налогу на прибыль зачисляемому в бюджет субъекта (Пермского края) в сумме, превышающей сумму, подлежащего уплате НДПИ. Зачет переплаты налоговиками был произведен 06.04.2015 г. и за период с 26.03.2015 г. по 05.04.2015 были начислены пени. Общество не согласилось с начислением и обратилось в суд.

Суды удовлетворили требование Общества, обратив внимание на то, что при наличии недоимки на основании пункта 5 статьи 78 НК РФ налоговый орган должен самостоятельно зачесть сумму излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию. При этом у налогового органа не возникнет оснований для начисления пеней в счет неуплаты налога.

Как отметил Конституционный Суд в Определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, наделение налоговых органов полномочием самостоятельно, т.е. без соответствующего заявления и согласия на то налогоплательщика, произвести зачет излишне уплаченной суммы налога в счет погашения недоимки по другим налогам позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует скорейшему исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате налога.

Обязанность налогового органа произвести зачет также подтверждается правоприменительной практикой, например, Постановлением ФАС Московского округа от 31.07.2014 г. N Ф05-8098/2014 по делу N А40-142764/13, Постановлением ФАС Уральского округа от 15.11.2011 г. N Ф09-6985/11 по делу N А47-4415/2010.

Суды учли, что в силу главы 11 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов и является правовосстановительной мерой государственного понуждения, носящей компенсационный характер. НДПИ и налог на прибыль (в части зачисляемой в бюджет субъекта РФ),  зачисляются в один бюджет, таким образом никакого ущерба государство не понесло.

Довод МИ ФНС о том, что у налогового органа в период с 25.03.2015 г. по 06.04.2015 г. не было технической возможности установить наличие у Общества переплаты по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта (Пермского края) в сумме, превышающей сумму, подлежащего уплате НДПИ, отклонен судами, так как организация деятельности налогового органа не может нарушать права налогоплательщика.

 

Комментарии

1
  • Ян

    Только знают ли об этом ИФНС "на местах", или они ждут "указания из ФНС РФ"??? :)