Налоговый орган должен самостоятельно осуществить зачет суммы недоимки в счет имевшейся на дату уплаты налога в бюджет суммы переплаты, а организация деятельности налогового органа не может нарушать права налогоплательщика. Такой вывод сделан в постановлении АС Московского округа от 11.10.2016 N Ф05-13597/2016.
МИ ФНС начислила пени за уплату НДПИ за февраль 2015 года, при том, что у Общества была переплата по налогу на прибыль зачисляемому в бюджет субъекта (Пермского края) в сумме, превышающей сумму, подлежащего уплате НДПИ. Зачет переплаты налоговиками был произведен 06.04.2015 г. и за период с 26.03.2015 г. по 05.04.2015 были начислены пени. Общество не согласилось с начислением и обратилось в суд.
Суды удовлетворили требование Общества, обратив внимание на то, что при наличии недоимки на основании пункта 5 статьи 78 НК РФ налоговый орган должен самостоятельно зачесть сумму излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию. При этом у налогового органа не возникнет оснований для начисления пеней в счет неуплаты налога.
Как отметил Конституционный Суд в Определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, наделение налоговых органов полномочием самостоятельно, т.е. без соответствующего заявления и согласия на то налогоплательщика, произвести зачет излишне уплаченной суммы налога в счет погашения недоимки по другим налогам позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует скорейшему исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате налога.
Обязанность налогового органа произвести зачет также подтверждается правоприменительной практикой, например, Постановлением ФАС Московского округа от 31.07.2014 г. N Ф05-8098/2014 по делу N А40-142764/13, Постановлением ФАС Уральского округа от 15.11.2011 г. N Ф09-6985/11 по делу N А47-4415/2010.
Суды учли, что в силу главы 11 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов и является правовосстановительной мерой государственного понуждения, носящей компенсационный характер. НДПИ и налог на прибыль (в части зачисляемой в бюджет субъекта РФ), зачисляются в один бюджет, таким образом никакого ущерба государство не понесло.
Довод МИ ФНС о том, что у налогового органа в период с 25.03.2015 г. по 06.04.2015 г. не было технической возможности установить наличие у Общества переплаты по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта (Пермского края) в сумме, превышающей сумму, подлежащего уплате НДПИ, отклонен судами, так как организация деятельности налогового органа не может нарушать права налогоплательщика.
Комментарии
1Только знают ли об этом ИФНС "на местах", или они ждут "указания из ФНС РФ"???