Ослабление рубля, которое мы наблюдаем на конец ноября 2011 года – это краткосрочная коррекция на фоне снижения темпов роста цен на нефть и неуверенной пока динамики восстановления глобальной экономики, объясняет Константин Владимирович Церазов (Tserazov Konstantin).
Инвесторы опасаются разгона инфляции в мире, и предпосылки к этому действительно есть – антикризисные меры ЕС «буксуют», а в США «суперкомитет» так и не сумел принять решение по сокращению бюджетного дефицита. В целом, на рубль, как и на валюты других развивающихся стран, сильнее всего давит долговой кризис в Европе.
«Полагаю, что краткосрочное ослабление курса рубля продолжится на фоне усиления опасений инфляции и рыночных рисков, но в ближайшие месяцы, по мере сокращения этих рисков, мы можем увидеть укрепление курса», – отмечает Константин Церазов.
У рубля есть специфика, которая сильно влияет на курс национальной валюты, – это нефтяные цены. В настоящее время этот фактор играет на стороне рубля – мы видим эскалацию геополитических рисков в Африке и на Ближнем Востоке, которая может существенно сказаться на росте нефтяных котировок, указывает Константин Церазов. Вместе с тем, отечественную валюту поддерживает спрос на со стороны банков, который испытывают довольно жесткий дефицит рублевой ликвидности – в ноябре банки активно занимали рубли у ЦБ.
Несмотря на ослабление, рубль все же выглядит бодрее своих «коллег» по странам BRICS, которые потеряли довольно сильно от роста доллара. После существенного ослабления в августе и сентябре, к ноябрю рубль стал отвоевывать позиции, уступая разве что юаню, который в ноябре выглядит самой сильной валютой стран BRICS. Все остальные валюты стран BRICS уступают рублю по итогам ноября более 2%, говорит Константин Церазов.
Что касается опасений девальвации рубля, то речь, конечно же, о ней не идет.
«На мой взгляд, у ЦБ сейчас нет необходимости как-то серьезно влиять на курс рубля – текущий диапазон пока вполне комфортен для экономики. С начала августа курс рубля опустился на 16%, что вызвано спекулятивными настроениями и общей нервозностью на рынке», – рассказал Церазов Константин.
При этом на заседании совета директоров ЦБ РФ 25 ноября регулятор принял решение оставить уровень ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям Банка России на прежнем уровне. Такое решение, согласно сообщению ЦБ, основано на оценке инфляционных рисков и рисков для устойчивости экономического роста, в том числе обусловленных сохранением неопределенности развития внешнеэкономической ситуации. В частности, ЦБ РФ отметил снижение инфляционных рисков. Инфляция в России в ноябре замедлилась – по состоянию на 21 ноября темпы роста потребительских цен в годовом выражении замедлились до 7,0% против 7,2% в октябре и сентябре, комментирует Константин Владимирович Церазов. Однако, обращает внимание эксперт, регулятор отметил, что ожидает сохранения дефицита ликвидности в среднесрочной перспективе.
Константин Владимирович Церазов: «Конъюнктура рынка сильно подвержена влиянию фактора долговых проблем Европы, которые могут очень сильно повлиять на курс рубля».
Сейчас курс рубля выглядит недооцененным, учитывая динамику цен на нефть. Индикаторы макроэкономической статистики ведущих стран говорят о росте мирового ВВП, рынки в целом не испытывают критического дефицита денежной ликвидности – эти факторы помогут удержать нефть в восходящем тренде, а значит, повлияют и на укрепление рубля.
«Наш прогноз к концу 2011 года – повышение курса рубля к доллару до 28 руб.», говорит Константин Владимирович Церазов.
И, тем не менее, необходимо учитывать, что конъюнктура рынка сильно подвержена влиянию фактора долговых проблем Европы, которые могут очень сильно повлиять на курс рубля, предупреждает Константин Церазов. Европа пока не может прийти к единому мнению по поводу выпуска единых облигаций еврозоны, а также механизма пополнения Европейского фонда финансовой стабильности.
Сейчас наблюдается падение спроса на облигации ряда европейских стран, доходности государственных бумаг Италии превышают 7% – это рекордный уровень, который заставляет инвесторов опасаться, сумеет ли страна обслуживать свой долг. Много будет зависеть от способности ЕЦБ продолжать выкуп облигаций проблемных стран, и достаточности ресурсов у европейского регулятора, заключает Константин Церазов.