"Минфин РФ на своем сайте разместил законопроект, в котором предлагается ввести досудебное урегулирование по всем налоговым спорам, возникающим между налогоплательщиком и налоговиками. Данный проект предложен финансовым ведомством на основании поучения. Правительства Российской Федерации от 22. 06. 2012 ВС-П13-3469. Планируется, что Закон вступит в силу с 2013 г. Напомним, что в настоящее время налогоплательщик, считая, что его права нарушены, вправе сразу обратиться за судебной защитой, если налоговики не производит зачет переплаченных налогов, накладывает арест на имущество, приостанавливает операции по счету. А соблюсти досудебный порядок налогоплательшик обязан только в случае, если он оспаривает решения налогового органа, принятые по итогам проведенных проверок камеральных или выездных) По мнению автора настоящей статьи, цель данного законопроекта заключается, в первую очередь, в том, чтобы разгрузить суды, так как в настоящее время они буквально захлебываются в исковых заявлениях от налогоплательщиков, которые пытаются защитить свои права, так как судебная власть по Конституции РФ является одной из независимых ветвей власти. Этот вывод подтверждается из текста Постановления Правительства РФ от 21. 09. 2006 583 "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007-2012 годы", согласно которому: Внедрение примирительных процедур (восстановительной юстиции), внесудебных и досудебных способов урегулирования споров, в том числе вытекающих из административных правоотношений, будет способствовать снижению нагрузки на судей и, как следствие, экономии бюджетных ресурсов и повышению качества осуществления правосудия...";. Собственно говоря, специалисты ФНС также подтверждают данный вывод и считают, что предлагаемые изменения в Налоговый кодекс РФ будут способствовать качественному и оперативному разрешению налоговых споров, а также станут началом для дальнейшего совершенствования и расширения практики использования внесудебных процедур. Давайте рассмотрим основные моменты законопроекта, предлагаемого Минфином РФ. Во-первых, предлагается увеличить срок вступления решения по результатам проверок, он будет составлять 1 месяц. Во-вторых, предлагается Налоговый кодекс дополнить новой статьей, в которой регламентирована процедурва вступления в силу обжалуемого решения (см. ст. 101. 2-1). В частности, если вышестоящий налоговый орган отменит обжалуемое решение (или отменит его частично) или не отменит его, то такое обжалуемое решение вступит в силу с даты принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
В- третьих, Минфин предлагает внести в ст. 138 НК РФ дополнения, согласно которым Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением некоторых исключенй) налогоплательщик может оспорить в суде только после того как оспорит ихв вышестоящем налоговом органе.
Также, предполагается, что решение по результатам проверок по жалобе, в том числе апелляционной, должно быть принято в месяца со дня получения жалобы. Этот срок может быть продлен не более чем на 1 месяц. В действующей редакции НК РФ срок продления принятия решения составляет 15 дней. Если налогоплательщик направляет жалобу, например, об отказе в зачете, незаконной блокировке счета, то решение по такой жалобе должно быть принято в течение 15 дней. Этот срок может быть продлен не более чем на 15 дней.
Кроме того в законопроекте предлагается установить трехдневный срок, в течение которого решение по результатам жалобы должно быть направлено налогоплательщику. И только после получения решения вышестоящего налогового органа или в случае если вышестоящий налоговый орган нарушил срок принятия решения, налогоплательщик вправе будет обратиться в суд. Очевидно, что предлагаемые Минфином РФ поправки не решат такой задачи, как качественное и оперативное разрешение налоговых споров, и предлагаемый механизм досудебного урегулирования только удлиняет "дорогу" налогоплательщикам в реализации своего права на судебную защиту. Эффективное досудебное урегулирование, по мнению автора, может быть реализовано только в том случае, если финансовое ведомство примет на себя обязательства по ускоренному рассмотрению дел (хотя бы в отношении обжалуемых решений, не относящихся к результатам оспаривания проверок), поскольку срок рассмотрения жалоб, указанный в законопроекте, является очень длинным. Также необходимо в Налоговый кодекс РФ ввести главу о конкретной ответственности руководителя (заместителя) налоговой службы, решения которых вышестоящим налоговым органом или судом отменены. Например, на официальном сайте вышестоящего налогового органа публиковать в отношении каждой налоговой инспекции статистику по удовлетворенным жалобам, поданным в вышестоящий налоговый орган и суд. И если за год процент удовлетворенных жалоб, например, более 50, то нужно задуматься, а стоит ли такого руководителя (заместителя) держать на государственной службе. Кроме того, необходимо дополнить НК РФ и предоставить право налогоплательщику требовать от налогового органа возмещения не только убытков, но и упущенной выгоды. В настоящее время налогоплательщик вправе взыскать с налогового органа только убытки.
Помимо этого, в Кодексе необходимо установить не право вышестоящего налогового органа приостановить решение, а обязанность это сделать, а также установить перечень достаточных оснований, при наличии которых обжалуемое решение должно быть приостановлено.
Также эксперт компании Ю-Софт отмечает, что необходимо в Кодексе предусмотреть право налогоплательщика вместе с жалобой направлять требования о принятии обеспечительных мер, а на вышестоящий налоговый орган обязанность принятия таких обеспечительных мер, а также установить перечень оснований, при наличии которых налоговый орган должен их принять.
По мнению автора, совершенствование и расширение практики использования внесудебных процедур начнется только в случае, если чиновник будет чувствовать ответственность за свои решения
С другими новостями российского законодательства вы можете ознакомиться на сайте Группы компаний Ю-Софт