Отнюдь не все фильмы Карла Теодора Дрейра являются ужасами, которые сегодня желают поклонники жанра. Этот режиссёр реализовал себя во множестве жанров, однако в этой статье мы все же обратимся к хоррору. «Вампир» — работа 1932 года (в самой дате нет ничего удивительного: снимать фильмы ужасов начали ещё в самом начале века), существенно повлиявшее на все дальнейшее развитие жанра.
Сюжет «Вампира» достаточно традиционен для тех зрителей, которые любят фильмы ужасов смотреть бесплатно онлайн или бесплатно смотреть сериалы этого же жанра. Каждую ночь старуха выходит из могилы, чтобы выпить крови молодой девушки. Интересно, что подобного рода трактовка впоследствии вовсе не использовалась в кино: вампризим – это не торжествующая вечная молодость, а дряхлая старость, которая, выползая из гроба, упорно пытается цепляться за молодое поколение. Так прошлое вгрызается в будущее, чтобы выпить из него все соки и продолжить свое существование ещё хотя бы немного – это очень интеллектуальная трактовка. Впоследствии разве что Роман Полански попытался отчасти повторить её в своем «Бале вампиров», однако там вампиризм по смыслу более повернут в сторону материальных благ, нежели такого, фактически физического, каннибализма.
Протагониста фильма зовут Алан Грей. По сути, он не принимает никакого активного участия в происходящем – только наблюдает за тем, как на его глазах совершается размеренное убийство совсем молодой девушки. Дрейер всячески старается подчеркнуть тот факт, что Алан – только свидетель. Тот, кто видит сны. Этот мотив достигает своего пика, когда Алан видит сон о собственных похоронах. Он неподвижно лежит в гробу, наблюдая, как над ним забивают крышку, несут его к могиле. Бросают первые горсти земли… До Дрейера (да, собственно говоря, и после – тоже) не показывал чего-то подобного на экране. Похороны с точки зрения мертвеца.
Дрейер не пытается напугать своего зрителя, который смотрит ужасы онлайн бесплатно или за деньги в традиционном кинотеатре. Все, происходящее на экране, ввергает смотрящего в состояние очень глубокой меланхолии, безразличию к происходящему вокруг. Отметим, что умение четко отразить данное чувство вполне можно считать определенным этапом познания у режиссёра. Ведь Ларс фон Триер также прошел долгий творческий путь, прежде чем представить миру свою «Меланхолию».
Если в «Вампире» Дрейера герой наблюдает за убийством девушки, то в «Меланхолии» мы наблюдаем за постепенным самоубийством всех героев фильма.
Напомним, что в «Меланхолии» все события развиваются в преддверии финальной для Земли катастрофы. В первой части фильма происходит свадьба Жюстин, — невеста очень быстро охладевает к торжеству, что вызывает непонимание со стороны её близких и гостей. Во второй части главной героиней является Клэр, сестра Жюстин. Она ухаживает за сестрой, которая так неожиданно впала в клиническую депрессию, и с ужасом вслушивается в сообщения о приближении к Земле планеты Меланхолия. По мере того, как гибельная планета приближается все ближе и ближе, сестры меняются ролями. Теперь уже Клэр беспомощно паникует и нуждается в заботе. Сестрам ничего не остается, кроме как принять неизбежное, но при этом их отношение к происходящему совершенно разное.
Меланхолия обоих фильмов чрезвычайно глубока: таких тонких психологических моментов не прописывают ни в одном из фильмов ужасов. Они не дают своему зрителю никакой оптимистичной надежды, — даже в «Вампире» счастливый финал кажется скорее продолжением кошмарного сна, который в конечном итоге не приведет ни к чему хорошему. Сегодня также можно смотреть бесплатно сериалы на эту тематику.
Вообще следует сказать, что в архивах современных сетевых кинотеатров каждый любитель кино обязательно найдет что-то на свой вкус.