Власть и такси – закон о такси

Еще свежи впечатления от поспешности и неподготовленности до чувства несправедливости в связи с подготовкой и принятием весной 2011 года ФЗ-69, прозванного в народе «закон о такси». Казалось бы — вот законопроект, вносите предложения, изучайте мнение юристов и профессионального сообщества. Это сделают специально «обученные» люди, которые все проанализируют, сопоставят с аналогичной практикой других стран, сверят с уже действующими Конституцией и законодательством.

Еще свежи впечатления от поспешности и неподготовленности до чувства несправедливости в связи с подготовкой и принятием весной 2011 года ФЗ-69, прозванного в народе «закон о такси». Казалось бы — вот законопроект, вносите предложения, изучайте мнение юристов и профессионального сообщества. Это сделают специально «обученные» люди, которые все проанализируют, сопоставят с аналогичной практикой других стран, сверят с уже действующими Конституцией и законодательством. В результате выберут наиболее главное и существенное и все это превратится в Закон. Понятный, строгий, своевременный и справедливый.

таксиНо, опять «хотели как лучше, а получилось как всегда»! Принятый закон практически мало отличался от законопроекта с той разницей, что его надо было выполнять. А многие существенные моменты, затрагивающие интересы более 1,5 миллионов россиян, чей бизнес связан с такси? При этом, вопросы подавляющего большинства тех, кто нещадно эксплуатируя свою семейную «ласточку», решает в основном вопросы выживания в этой сфере деятельности. Новый закон теперь ставил все это под серьезную угрозу. Его положения шли вразрез с Конституцией и Гражданским кодексом России. Чего, например, стоили положения о статусе автомобиля: только находящийся в собственности или в лизинге. А как же с машинами, которые находятся в совместной собственности супругов и оформлены на жену. Что, по доверенности ездить можно, а «таксовать» нельзя? А как быть, когда машина в пользовании, а кредит еще не выплачен? Что делать если машина сына, брата или друга? Они доверяют ее, но работать нельзя!

Получилось, что пролоббированный крупными компаниями такси Москвы и Санкт-Петербурга и как-то второпях принятый закон ставил практически целую сферу (если точно сказать — целую ОТРАСЛЬ пассажирских перевозок!) перед фактом. Но ведь Столицы — это еще не вся Россия! Это тысячи райцентров и десятки тысяч сельских поселений, где общественный транспорт во многих случаях, остался только «в памяти народной». Где давно нет достойной работы, а «извоз» практически остался той единственной возможностью сделать «доброе дело» и заработать за это «живые» деньги. Сколько — это уже другой вопрос. С учетом невысокого уровня доходов в глубинке — там рады любым деньгам. Дай бог, чтобы их хватило на жизнь, на постоянно дорожающий бензин, на страховку и т.п. Чтобы платить с этого еще и налог — народ, в большинстве своем, не согласен. Да и не платит. Потому как закон ставит условие — стань ИП (индивидуальным предпринимателем), оформляй разрешение. Чтобы его получить надо собрать целый пакет документов и справок, и привезти их в областной департамент транспорта, отстоять очередь. Редко кто мог сдать все с первого раза. Во многих регионах это услуга платная. Чиновники заявляют, что 800 или 3000 рублей не такие большие деньги. Да и предлагают оправлять все документы по электронной почте!

Уважаемые разработчики возможно не представляют, что в России-матушке далеко не в каждом селе и подворье компьютер со сканером и интернетом. И сделать это порой просто невыполнимо. Здесь очень далеко еще даже до того, чтобы заказать такси онлайн или с помощью мобильных сервисов.

Безусловно, наши доблестные СМИ лихо подхватили свежую тему и в поверхностных комментариях бодрых корреспондентов радио и телевидения громко зазвучали страшилки: «будут штрафовать», «будут эвакуировать», будут конфисковывать» - в общем приближается почти «конец света». Вместо разъяснений положений закона представители налоговых служб ушли в молчанку, администрации городов и районов — разводят руками, ГИБДД — нашли повод самоустраниться и «ждать команды», дельцы и «бомбилы» продолжать свой налаженный бизнес. А как быть простому «водиле» - не знающему положений закона, но законопослушному и верящему газетам и телевидению, но усмотревшему в происходящем явное попрание своих прав.