1 января 2016 года в России вступает в силу закон о запрещении аутстаффинга. Форма организации труда, с которой мы только-только начали знакомиться и свыкаться, доказавшая свою эффективность не только на Западе, но уже и в РФ, не успев поработать, исчезнет. А причиной закона, подписанного В. Путиным в мае 2014 года, стали профсоюзы, решившие почему-то в этом случае как никогда активно защищать права работников. По мнению профсоюзов, «заемный труд» (бэк-офис), при котором специалист — бухгалтер, программист, копирайтер, секретарь, кадровик, IT-специалист, уборщица и т. д. — зарегистрирован в одной компании (обычно это агентство-провайдер), а работает на другую, — это ущемление прав работника по сравнению с правами, которыми обладают сотрудники в основном штате.
Действительно, определенные нарушения прав работников были, о чем свидетельствуют обращения к юристам порталаhttp://msk.rabotavgorode.ru, из которых выяснялось, что агентство-провайдер не всегда оплачивало больничные листы, задерживало отпускные или зарплаты, что специалист «на аутстаффинге» зарабатывает действительно меньше специалистов в основном составе и не получает всех бонусов, доступных в компании — фактическом работодателе. Вам это ничего не напоминает?.. Все названные проблемы — суть наших трудовых отношений, причем, как оказалось, в компаниях без «заемного труда» работников обманывают куда чаще и наглее.
По данным «Левада-центра», проводившего в 2013 году опрос среди специалистов на «заемном труде», те или иные проблемы испытывали только 8 % из них. Только 2 % опрошенных не заключали трудовой договор и не пользовались социальными гарантиями, однако 1,8 % из этих 2 % по этому поводу не высказывали никаких претензий — они еще до начала работы были согласны с такими условиями. Большая часть респондентов — молодые люди до 30 лет с высшим образованием, которые только выстраивают свою карьеру — «пробуют» разные виды деятельности — и очень довольны тем, что работают на иностранные компании, попасть в штат которых без впечатляющего портфолио и опыта работы они по-другому бы просто не смогли.
Нужно сказать, что занятость «на аутстаффинге» для молодых, перспективных и талантливых — действительно редкий шанс получить «работу мечты». В РФ подавляющее число компаний (99 %), пользующихся услугами агентств-провайдеров, — это крупные мультинациональные компании, которые не заинтересованы в открытии полноценных (с российской точки зрения) офисов — с полным штатом, скучающим полдня офисным планктоном, управленческим персоналом, грандиозным документооборотом и прочими прелестями, не просто немодными, а реально тормозящими процессы и беспочвенно увеличивающими финансовую нагрузку на компанию. И эти компании очень внимательно относятся к своим сотрудникам, в том числе — «заштатным»: если специалист-аутстаффер, что называется, «покажет себя», у него велики шансы перейти в основной состав и получить все возможные «плюшки» и перспективы движения вверх.
Что произойдет с тысячами работников «на аутстаффинге», которые в большинстве своем (около 70 %) очень довольны и работой, и зарплатой? Уже сегодня специалисты по трудовому праву портала http://www.rabotavgorode.ru начинают получать сообщения от обеспокоенных людей, которых предупреждают, что их необязательно уволят, но вполне возможно, что компания перейдет на аутсорсинг отдельных процессов или будет создана аффилированная компания и т. д.
В новом «запретном» законе все-таки предусматривают некоторые случаи трудоустройства, когда аутстаффинг будет возможен: при кратковременной подработке с условием, что зарплата будет не ниже, чем в основном штате, а труд не связан с вредными производствами, забастовками сотрудников и т. д. Что ж, если зарубежные работодатели примут наши «условия игры», возможно, масштабных увольнений и не последует. Ведь всегда есть возможность…