Кризис, как и любое человеческое явление, несет в себе не только отрицательные качества, но и многие положительные. Тот хаос, что неожиданно возник в причинно-следственных связях на рынке, в первую очередь разбил вдребезги бюрократическое кумовство. А это значит, что многие рынки, ранее недоступные простым предпринимателям, стали открытыми для вхождения, и порог для создания бизнеса оказался довольно-таки невысоким. Бюрократическая система сейчас трещит по швам – и в эти моменты она, как никогда, готова к инновациям и новым методам взаимодействия. Позитивные моменты можно найти и в сферах ранее принадлежащих только крупному бизнесу. Например, в металлургической сфере литейные цеха на многих предприятиях сейчас максимально загружены на 30-35 процентов. Такой уровень крайне невыгоден для крупного бизнеса, а это значит, что такой деятельностью вполне может заняться малый и средний готовый бизнес – и получить вполне весомую прибыль. Полянка, которая не сможет прокормить мамонта, вполне сможет обеспечить пищей небольшое стадо оленей. Вот вам отличный пример создания небольшого личного бизнеса в период кризиса. Можно арендовать стан или выступить в паях с другими небольшими предприятиями – и тогда вы окажетесь участниками металлургической отрасли, что никаким бы образом не было возможно в период благоденствия экономики. Теперь в период кризиса вам будет нужно только удержать на плаву свое маленькое металлургическое предприятие, а уже потом с улучшением общей для страны финансовой ситуации, вы сможете укрупнить бизнес и с полными правами стать предпринимателем-металлургом. Но не стоит думать, что металлургическое производство ограничивается только трубами, шестигранниками, плитами. Можно обратиться и к более бытовым решениям.
За примером далеко ходить не надо. Что больше всего покупают люди в период любого кризиса? Ответ прост – слабоалкогольные напитки. Изделия с высоким градусом покупать люди обычно бояться, чтобы не скатиться в запой и получить еще большие проблемы. А вот всякие там напитки на основе пива, как и само пиво, покупают часто и с удовольствием. Но так как в стеклянной таре, чаще всего, напитки стоят чуточку больше, то производители будут переориентироваться на алюминиевые банки. Вот и хорошее решение для открытия бизнеса.
Особое внимание стоит уделить отраслям с государственными заказами. Такие предприятия всегда будут процветать в условиях любого кризиса. Отлично будут себя чувствовать военно-промышленный комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство, дорожное строительство. Не стоит забывать и о геологоразведке. Обратимся к цифрам. Например, уже известно, что в 2009 году по сравнению с 2008 годом оборонный госзаказ вырастет на 28%, что составит в стоимостном выражении 1,3 триллиона рублей. Лакомый кусочек, не находите? Данные по дорожному строительству тоже внушают оптимизм. Например, транспортная стратегия до 2015 года обозначена так, что из бюджетных источников на развитие транспорта будет выделяться ежегодно по 11,5 миллиардов долларов. Только строительство и ремонт наших автодорог ежегодно будет оплачиваться из бюджета суммой 8,7 миллиарда долларов в год. И еще стоит добавить 2,5 миллиарда долларов в год на мосты. Также есть смысл обратить внимание на геологоразведку. Россия – просто сокровищницы полезных ископаемых. Чего только нет на территории нашей необъятной Родины. По заявлению министра природных ресурсов России, суммарное финансирование геологоразведки до 2020 года бюджетными средствами вырастет практически вдвое и составит 554 миллиарда рублей. Не отстают и частные компании, они тоже готовы инвестировать в эту перспективную область. В итоге мы можем увидеть наиболее прибыльные направления не только инвестирования, но и деятельности. Создавать свое предприятие в условиях кризиса можно и нужно, если его деятельность будет связана с вышеперечисленными отраслями. Если же вы все-таки не решаетесь рискнуть с созданием отдельного бизнеса, то есть смысл инвестировать деньги в акции специализированных строительных корпораций, таких как "Мостотрест", "Бамтоннельстрой", "Севзапэлектросетьстрой", а также в оборонные компании "Пирометр" и "Алмаз-Антея". Но стоит четко понимать, что акции будут следовать за фондовым рынком. И потому если в ваших активах есть 1 или 2 миллиона долларов, то лучше всего не вкладывать их в ценные бумаги, а купить готовый бизнес в тех секторах экономики, которые являются вспомогательными для основных секторов государственной политики.
Также во время кризиса как никогда становятся интересны многим предпринимателям и банкам услуги по взысканию долгов. Не менее хорошие тенденции для малого бизнеса проявляются в сфере крупных продажных сетей. Если раньше предприниматели никак не могли конкурировать с крупными сетями магазинов, то теперь эти колоссы на глиняных ногах постепенно отступают из регионов, не выдерживая своего же веса затрат и издержек. А на их место вполне могут прийти небольшие предприятия, способные удовлетворить потребности населения, если и не объемом товаров, то хотя бы своим же числом.
Кризис дает множество подсказок тем людям, которые могут видеть тенденции экономики и общества, а также трезво оценивать возможности в любой период жизни страны, хоть в пору расцвета, хоть в пору кризиса. Сейчас будет резко дорожать недвижимость, а значит, есть смысл вложить деньги в квартиры, участки земли, чтобы через два-три года получить в три-четыре раза больше. Так как зарплаты снижаются, то спрос пойдет на более дешевые, но при этом качественные продукты питания отечественных производителей, что является просто прямым указанием вкладывать деньги в сельское хозяйство и создавать предприятия, торгующие и производящие продукта питания. Во время кризиса растет спрос на крепкую добротную одежду и практически пропадает на всякие гламурные излишества, что опять же наталкивает на создание предприятия, занимающего или продажей или производством дешевых, но качественных предметов одежды.
Рассмотрим несколько примеров. В первую очередь стоит понимать, что во время кризиса возможно то, что никогда не будет доступным в обычное спокойное время. Один из легендарных американских экономистов сказал, что "Золото — это металл, который выкапывают из земли, когда приходит кризис, и закапывают обратно, когда кризис проходит". Что это значит для нас? А то, что потребители в целях сохранения сбережений, будут все сметать с витрин ювелирных магазинов. Как только население массово забрало депозиты из ставших неустойчивыми банков, как сразу же резко повысился спрос на ювелирные изделия. Так что есть смысл войти в ювелирный бизнес. По оценкам экспертов минимальная сумма обязательных вложений в ювелирный ритейл в самом начале должна составить 350 тысяч долларов на один ювелирный магазин. И стоит помнить основное достоинство ювелирного бизнеса – крайне высокая оборачиваемость товара. Самая оптимальная схема действия – это сразу же захватить рынок удаленного региона и упорно закрывать доступ в этот регион конкурентам. Специалисты считают, что сейчас есть смысл войти на рынок бриллиантов. Так как De Beers сокращают поставки бриллиантов на тридцать процентов, то это гарантированно поднимет цены и спрос на бриллианты в 2009 году, что опять же очень выгодно ювелирным ритейлерам.
Продолжая тему ценностей, стоит упомянуть и о защитных средствах. Так как всегда во время кризиса увеличивается поток преступлений, то хорошим бизнесом в такое время является продажа систем сигнализации и сейфов. Сейчас спрос на сейфы просто опережает самые смелые прогнозы. Никто не призывает вкладывать деньги в производство сейфов - вложения слишком существенны. Но вот поучаствовать в торговле этим товаром стоит – это гарантированно принесет значительные дивиденды. Чтобы открыть хороший перспективный магазин, нужно выбрать помещение с площадью не менее 150 квадратных метров, а также закупить товаров на сумму 150 тысяч долларов и заказать необходимую рекламу. С учетом того, что этот сектор характеризуется высокой оборачиваемости капитала и высокой розничной торговой наценкой в 40 процентов, то можно с уверенностью заявить, что затраты на магазин можно окупить всего лишь за год, а может быть и за более короткий срок.
Особенно хорошо в условиях кризиса живется тем, кто собирает долги. Как никак долги – это самый явный признак кризиса, его симптом. И таким положением в обществе очень эффективно пользуются различные коллекторские фирмы. Неплатежи с каждым месяцем растут все больше и больше. Но это не значит, что компаниям так уж плохо. Просто многие руководители прикрываются кризисом, чтобы как можно дольше не отдавать долги и прокручивать чужие деньги в финансовых схемах. Юристы, занимающиеся делами банкротства и взыскания просроченной задолженности, просто завалены работой.
Перечислять такие вот возможности можно долго. Но сама суть заключается в том, что кризис не должен быть для вас трагедией. Его не нужно переживать, им нужно пользоваться, чтобы стать более богатым, более успешным и уверенным в себе.
Кризис – это время для смелых и сильных духом. И только от вас зависит, потеряете вы что-то в период кризиса или приобретете.