«Взять и запретить» - оказывается, с такими чаще всего популистскими идеями выступают не только некоторые российские общественные деятели, но и американская компания Alphabet, владеющая поисковой системой Google.
Под маской добродетели
Недавно директор по глобальным продуктам этой компании Дэвид Графф сообщил, что поисковик, начиная с 13 июля текущего года, прекращает размещение рекламы краткосрочных займов. Под запрет попала вся реклама компаний, предлагающих занять быстро деньги в режиме онлайн или с помощью менеджеров продаж, со сроком возврата долга в 2 месяца и меньше.
«Такие кредиты могут привести к неподъемным платежам и высоким ставкам для заемщиков. Решение (запретить рекламу микрозаймов – ред.) должно защитить наших пользователей от вредных или вводящих в заблуждение финансовых продуктов». – сказал Графф.
Что ж, звучит добродетельно, но только микрофинансовые компании (МФО), выдающие займы с 18 лет населению США, возникли не в 2016 году, чтобы теперь делать такие категоричные прогнозы воздействия их деятельности на заемщиков. А в чем же тогда причина внезапного запрета?
Как считают некоторые российские аналитики, причины кроются вовсе не в искренней добродетели, а напротив, в желании защитить имидж и капитал компании от многочисленных посягательств американских граждан, которые через суд постоянно пытаются получить от Alphabet компенсацию за финансовый ущерб. По их мнению, реклама Google вынудила их поверить очередному МФО и взять деньги, займ которого привел, например, к банкротству заемщика. А о том, как граждане США любят судиться по самым немыслимым поводам, уже наслышан весь мир.
Альтернативы российских МФО
Владельцы американских МФО уже опротестовали запрет: для них Google – самый популярный поисковик, через который получается наибольший трафик клиентов, и запрет рекламы, предлагающей оформить быстро займ физическому лицу, стал для них настоящим ударом по бизнесу.
Несмотря на то, что мера Alphabet распространилась и на Россию, отечественные микрофинансисты гораздо сдержаннее восприняли эту новость: у нас популярностью пользуется Yandex, и его владельцы не сообщали о перспективе подобных мер. Впрочем, представители российских МФО тоже осудили Google за «нерыночное поведение» и попытку «регулирования рынка непрофильной компанией». И уже начали делать первые выводы, пытаясь предугадать, как обернется это событие для их бизнеса. Так, в частности, они ждут увеличения расходов на привлечение клиентов и своеобразной стимуляции бизнеса тех МФО, которые выдают займ с 18 лет на 61-62 дня. Занять быстро деньги онлайн в Google теперь будет однозначно нельзя: этот вид займов выдается на крайне малый срок.
«С запретом рекламы микрозаймов в Google начнется новая эпоха для российских МФО, - считает Сергей Седов, глава сервиса онлайн займов «Робот Займер». – Теперь возрастет роль бренда и репутации компаний. Если бренд пользуется популярностью, заемщики найдут МФО в любом случае. К примеру, за 2015 год количество брендовых запросов «Робота Займера» увеличилось в 6 раз, и в 60% это был запрос в Yandex. Однако микрофинансовым компаниям придется плотно заняться и другими каналами рекламы, включающими построение взаимоотношений с потенциальными клиентами через разъяснения на форумах, в социальных сетях, средствах массовой информации, по «горячей» телефонной линии. По нашим оценкам, также возрастет роль СРА-маркетинга в онлайн-кредитовании. Наша компания практикует все возможные методы такой работы и считает их показателем серьезных бизнес-намерений МФО».
Россияне из числа тех, кому иногда бывает нужно оформить быстро займ, могут пока не беспокоиться о полном исчезновении информирования об услугах микрофинансовых компаний. Разговоры о запрете рекламы и даже самих микрозаймов периодически ведутся, но далее публичных заявлений общественных деятелей они не идут. Однако имена проверенных кредиторов на всякий случай лучше помнить наизусть.
Андрей Загребельников