У каждой компании помимо материальных активов(недвижимость, оборудование, станки, прочее имущество) имеются еще и нематериальные, неосязаемые активы. Одним из важнейших неосязаемых активов компании является ее репутация. Или, по-другому, статус, имидж. Этот, на первый взгляд эфемерный ресурс, нуждается в постоянном поддержании, и экономить на нем нельзя даже в самых тяжелых экономических условиях.
Что такое репутация? Это мнение, которое складывается о компании, ее деятельности, сотрудниках, руководителях, выпускаемой продукции, предоставляемых услугах. Все, с кем имеет или будет иметь дело ваша компания, будь то клиенты, потенциальные клиенты и партнеры, инвесторы, представители власти, средства массовой информации, будущие сотрудники и т.д. в первую очередь обращают внимание на репутацию.
Почему так важна репутация компании
Лицо компании формируется в течение довольно длительного времени. Но потерять добре имя можно в одночаье. В глазах контрагентов репутация складывается на основе анализа многих факторов, к ним можно отнести стаж успешной работы, поведение компании в той или иной сложной ситуации, отношение к клиентам, честность в работе, качество предлагаемых услуг или продуктов.
Хорошая репутация служит своего рода гарантией надежности организации и чаще всего определяет решение в вопросе сотрудничества с компанией в положительную сторону.
Напротив, потеря репутации или утрата доверия к фирме может привести к весьма плачевным последствиям. Миллиардер Уоррен Баффет сказал однажды своим сотрудникам, что если они потеряют деньги он сможет это понять, но если компания лишится репутации, то прощения не будет никому. В этом он был абсолютно прав, утраченная репутация – прямой путь к проблемам, связанным, например, с недоверием клиентов к услугам и продукции, а значит и нежелание обращаться в эту компанию, а далее, по цепочке: снижение дохода, увольнение ключевых сотрудников, уменьшение расходов на маркетинг и, как финал, прекращение деятельности компании. Подпорченный имидж компании вызывает предвзятое отношение со стороны СМИ, а стоимость материальных активов, акций или самой компании существенно снижается. Рыночная стоимость самой компании неуклонно падает. Нельзя забывать и о конкурентах, которым все это может сыграть только на руку.
Хорошая репутация, высокий статус компании, доброе имя, наоборот, позволяет с легкостью добиваться высоких результатов во всех сферах деятельности предприятия. Уже давно доказано, что потребитель, видящий перед собой два аналогичных продукта, отдаст предпочтению тому, который произведен компанией с хорошей репутацией, пусть даже этот продукт будет стоить намного дороже. Более того, компания с устоявшимся, положительным мнением о ней, привлекает таких же сильных партнеров, может заключать выгодные сделки, и продавать больше товаров и услуг по конкурентным ценам. Выгода от высокого статуса компании очевидна.
Как управлять репутацией и улучшать ее
Инвестируя в этот нематериальный актив, вы можете получить более высокий результат, чем от вложений в реальные активы. При возникновении кризисного или проблемного периода репутация может стать настоящим спасательным кругом.
В наше время львиная доля мнений о компании появляется в интернете. Именно через интернет удобнее и эффективнее всего контролировать мнение о компании. Происходит это не только путем размещения позитивных отзывов на фоне удаления негативных, но также и распространением правдивой и честной информации на крупных интернет-ресурсах, ведение блогов, групп в соцсетях. Правда здесь есть один нюанс – доверие к информации, размещенной на ресурсах, подконтрольных компании, в разы ниже, чем к той же информации, размещенной в СМИ и независимых ресурсах. Поэтому нет особого смысла рассказывать о том, какие вы хорошие на своем же собственном сайте. Людям важно независимое мнение о вас.
Итак, с чего начать улучшение репутации своего бизнеса? В первую очередь, необходимо проанализировать сайты, на которых появились упоминания о ваших услугах или продуктах. Это могут быть тематические форумы или сайты с отзывами, так называемые «отзовики». На более крупных площадках желательно зарегистрироваться и вести активную переписку с пользователями, отвечая на вопросы, жалобы, оперативно решая возникающие проблемы. Для компании, которая дорожит своей репутацией, это правильный путь развития.
Также важно произвести размещение пресс-релизов, описаний своей продукции или услуг на крупных сторонних интернет-площадках. При этом текст лучше составлять, используя ключевые фразы, по которым ищут компанию или отзывы о ней.
Очень эффективный способ повышения репутации - участие в рейтингах. Сам факт нахождения компании в ТОПе среди лучших, уже многое говорит о высоком уровне организации бизнеса компании, а значит и о том, что компании можно доверять. Если компания признана одной из лучших третьей независимой стороной, то этому мнению можно доверять.
Если у вас есть свой бизнес в Москве или Подмосковье, вы можете принять участие в крупнейшем независимом Рейтинге Москвы, на котором размещены лучшие компании Москвы, относящиеся к различным категориям, начиная от кафе и ресторанов, заканчивая салонами красоты и частными школами. Не бросайте репутацию своей компании на произвол судьбы и не отдавайте на ее откуп конкурентам! Сделайте шаг к укреплению репутации вашей компании сегодня, и завтра ваши инвестиции вернутся сторицей!