В чем суть закона об онлайн-кассах?
В соответствии с новой редакцией 54-ФЗ «О применении контрольно кассовой техники» начиная с 01.07.2017 г. все торгово-сервисные предприятия при расчетах в сети интернет должны применять онлайн-кассу для обеспечения передачи информации о расчетах в ФНС в режиме онлайн.
Как известно, именно кассовый чек – это доказательство совершения покупки, другими словами, публичного договора купли-продажи, подтверждение получения продавцом средств от покупателя. Согласно требованиям действующего законодательства РФ, у всех ИП и организаций, которые работают в сфере услуг и продаж, должна иметься контрольно-кассовая техника (далее по тексту ККТ).
ККТ позволяют налоговым органам контролировать выручку налогоплательщиков, отталкиваясь от данных, сохраненных в фискальной памяти ККТ, чтобы корректно вычислить суммы для выплат в бюджет. В 2016 году официально были приняты поправки в Федеральном законе 54 (далее по тексту 54-ФЗ). Они предписывают с 2017 года существенно ужесточить правила выдачи чеков и трансформировать сам порядок взаиморасчетов.
Поправки к 54-ФЗ: как все начиналось?
Проект предполагаемых изменений в действующий закон о контрольно-кассовой технике впервые появился 29 марта 2013 года, инициатором выступило Министерство финансов РФ. Пояснительная записка дает знать, что главные цели:
- Реализация автоматизированной системы, призванной контролировать доходы налогоплательщиков-предпринимателей.
- Шаги в сторону защиты прав потребителей, так как покупателям будет направляться электронный дубликат чека на электронную почту.
Закон критиковали еще на этапах разработки. Он не понравился многим правоведам и юристам, но в итоге он принял такую форму, какая имеется сегодня через поправки в рамках публичных слушаний.
Для того, чтобы подтвердить эффективность закона, его апробировали в нескольких регионах в рамках эксперимента с использованием новой ККТ. На протяжении полугода, начиная с 1 августа 2014 года по 1 февраля 2015 года лица, пожелавшие участвовать в испытании нововведений, работали по предлагаемой законом схеме.
Результаты показали, что такие изменения носят положительный характер, и после ряда незначительных доработок с учетом полученного практического опыта, проект перенаправили в Думу.
Окончательная версия закона была принята 15.07.2016, на переходный период отводится 2 года. За это время все организации и предприятия торговли должны купить (арендовать) новую ККТ или модернизировать имеющиеся ККМ, что бы они соответствовали принятым новшествам.
Специфика порядка применения с 2017 года
Чем хороши принятые поправки? Тем, что они делают процесс максимально детализированным. Если раньше покупка фиксировалась через контрольную ленту с дублированием на ней всех сумм, «пробиваемых» кассиром и самого кассового чека, то сейчас все намного проще и удобнее. У современных касс существует встроенная память вкупе с подключением к компьютеру (Интернету), поэтому все суммы, что поступают в кассу, будут гарантированно зафиксированы и сохранены непосредственно в самом устройстве, как и в кассовой книге, заполняемой кассиром.
Если раньше представители налоговых органов в рамках проверок занимались сличением данных из кассовой книги и из фискальной памяти, то новый порядок поменял схему, так как в нее добивались еще 2 «игрока»:
- Оператор фискальных данных (далее по тексту ОФД)
- ИФНС
Среди других важных особенностей стоит отметить обязательное подключение всех касс к интернету, при этом фискальная память находит замену в «лице» фискального накопителя. Такое более технологичное усовершенствованное устройство может шифровать все полученные сведения и передавать их ОФД. Чтобы понять, как это работает, представим ситуацию, что рядовой покупатель пришел в продуктовый магазин, выбрал товары, которые хочет приобрести и подошел к кассе. Как будут развиваться события?
Важный момент заключается в том, что покупатель дает реквизиты для отправки электронного чека до того момента, как он будет пробит. Операция осуществляется очень быстро, практически, за доли секунды.
Как будет выглядеть новый кассовый чек?
Принятый закон четко определяет, что чек теперь тоже отличается от прежнего. Например, у него будет QR код для идентификации на сайте Налоговой и ОФД. Плюс ко всему, на чеке обязательно должны присутствовать следующие сведения:
- Дата и время пробития чека,
- ФИО кассира,
- Номер чека за смену,
- Название, ИНН, адрес организации,
- Тип операции (приход/возврат),
- Наименование товара или услуги,
- Ставка НДС по каждой проданной позиции,
- Цена за единицу, количество и стоимость,
- Сумма НДС по каждой ставке,
- Внесенные средства,
- Наличный или безналичный расчет,
- Фискальный номер чека,
- Номер ККТ и ФН,
- Название ОФД, который осуществляет передачу данных,
- Сайт ОФД для проверки чека покупателем.
То есть защита прав потребителя здесь выражена в том, что даже в случае утери бумажного чека, всегда можно без труда доказать сам факт совершения покупки, заказа услуги через дубликат. Что касается основной задачи по контролю денежных потоков, то это поможет в выходе из тени ряда сегментов.
А как быть с торговлей через Интернет? Она также обязательно будет сопровождаться выдачей чеков покупателю, и все финансовые операции станут по максимуму прозрачными, ведь сведения незамедлительно направляются в ИФНС через ОФД.
ОФД: важные аспекты
Можно с уверенностью сказать, что ОФД – это качественно новый объект в финансовом мире, ставший промежуточным звеном между 3 объектами:
- Налоговым органом;
- Продавцом;
- Потребителем.
Примечательно, что оператором может стать практически любая организация. Для этого достаточно получить соответствующее разрешение от ФНС на обработку всех данных с онлайн-касс, подключенных к информационно-электронной БД.
Конечно, деятельность такого плана обязательно осуществляется юридическими лицами с соответствующим техническим оснащением для произведения в режиме online качественной обработки каждого чека, пробиваемого через аппарат ККТ. Наконец, следует гарантировать, что данные защищаются криптографическими методами и не могут быть перехвачены третьими лицами по пути на сервер ОФД.
Кто и когда обязан перейти на «умные» кассы?
Изменения в законодательстве связаны непосредственно с:
- новыми порядками и установками в области оказания услуг и продаж товаров с использованием ККТ,
- с дополнительными и весьма ощутимыми затратами.
Логично, что переход должен быть поэтапный для минимизации убытков со стороны предпринимателей. Начиная с непосредственного момента вступления поправок в свою законную силу, за продавцами было закреплено право по началу работ, связанных с оснащением своих касс новым оборудованием. Старые ККТ при этом без каких-то препятствий снимались с учета, а новые регистрировались вновь.
Переходный период завершился в феврале 2017 года, и с этого момента ИФНС стала производить регистрацию и ставить на учет исключительно новую ККТ, которая может гарантировать передачу фискальных данных в режиме online!
Нужно признать, что среди плюсов всех этих метаморфоз есть один, самый заметный. Чтобы зарегистрировать ККТ, не требуется лично посещать налоговую. Вполне можно обойтись заходом на сайт и совершения ряда простых манипуляций, если имеется ЭЦП. Более того, канули в Лету договоры на сервис ЦТО.
Вплоть до 1 июля 2017 года предприниматели могут по-прежнему использовать старые кассы, но, как только наступит «час Х», у всех торговых точек и интернет-магазинов должны иметься онлайн-кассы, и только они могут применяться в рамках сотрудничества с населением. Есть ли исключения? Да, и они касаются отдаленных местностей в РФ, где есть ряд трудностей со Всемирной паутиной, и их перечень установлен отдельно. Также все новшества начнут действовать на следующие категории предпринимателей лишь с 1 июля 2018 (!) года:
- Кто уплачивает стоимость фиксированного патента.
- Для тех, кто оказывает услуги, предполагающие выдачу бланков строгой отчетности.
- Когда торговля осуществляется посредством торговых автоматов (сфера вендинга).
- Предприниматели, работающие по системе налогообложения ЕНВД.
Для того, чтобы определить необходима ли Вам онлайн-касса на сайте налоговой можно пройти специальный тест под названием «НУЖНА ЛИ МНЕ КАССА?». Вам нужно ответить всего на пару вопросов и система выдаст Вам правильный ответ.
Есть ли лица, освобожденные от выполнения данных требований?
Законодатель официально определил список тех лиц, которые могут не переживать по тому поводу, что описывался выше. Им не нужно покупать новое оборудование и оснащать его должным образом для подключения к Интернету. Сюда вошли:
- Предприятия бытового сервиса (например, точки по ремонту обуви, компании, занимающиеся изготовлением ключей и так далее).
- Производители и реализаторы товаров, относимых к народным промыслам.
- Торговцы газетами, мороженым, безалкогольными напитками на разлив, фруктов/овощей сезонно, работающие в рамках ярмарок, выставок.
- Аптеки, открытые при медучреждениях.
- Фирмы, осуществляющие свою деятельность в отдаленных и регионах, где есть проблемы с доступом.
Нарушение предписаний закона: какого наказания ждать?
Возникает логичный вопрос, есть ли ответственность за нарушения закона? В статье 14.5 КоАП РФ (далее все статьи будут из этого источника) четко прописаны все варианты ответственности, то есть, да, она есть. При этом расширена статья не только относительно продавцов, но и ОФД. С учетом п. 4 ст. 14.5, если используется ККТ, не работающая должным образом, нарушен регистрационный порядок либо сроки перерегистрации/прочие условия, то нарушитель может «рассчитывать» на:
- Предупреждение
- Штраф – 1500-3 000 рублей (для должностных лиц), 5000-10 000 рублей (для лиц юридических).
В п. 6 этой же статьи прописано и административное наказание в случае отсутствия направления электронного дубликата чека покупателю:
- Предупреждение
- Штраф – 2 000 рублей (должностному лицу), 10 000 рублей(юридическому)
Здесь нужно отметить особую ответственность для оператора:
- если данные не были переданы после получения с ККТ;
- если были представлены заведомо неправдивые сведения;
- если не была обеспечена конфиденциальность.
Да, штрафы для ОФД самые масштабные, и они колеблются в пределах 20 000 – 1 500 000 рублей.
Важные нюансы
- Конечно, внедрение новых онлайн-касс закономерно научно-техническим прогрессом, появлением более совершенных технологий. Цели благие, так как преследуется улучшение защиты прав потребителя наряду с минимизацией налогового прессинга через проверки. Каждый продавец сегодня волен получить ЭЦП для заключения договора с ОФД удаленно, сама касса регистрируется также онлайн без лишней бюрократии в Налоговой через сайт. Так как покупка/модернизация в любом случае нанесут материальный ущерб, предполагается предоставление налогового вычета на сумму 18 000 рублей для каждой ККТ.
- В заключение нужно отметить и тот факт, что за передачу сведений отвечают продавцы, и сослаться на плохой Интернет не получится. То есть сведения о покупке или услуге должны быть переданы в срок до 30 дней. Это значит, что запасной канал Интернета становится почти что необходимостью.
- При возникновении ситуаций, когда клиент хочет произвести возврат товара, это происходит в стандартном режиме, кассир просто пробивает возвратный чек, который также направляется в ИФНС.
Решения для интернет-магазинов
Вариант 1. Установить онлайн-кассу
Плюсы: На первый взгляд – это самое простое решение.
Минусы. Однако, покупка онлайн кассы – это не бесплатное удовольствие. Самый дешевый контрольно-кассовый аппарат стоит порядка 23-25 тысяч рублей. Это обстоятельство может вынудить интернет-магазины искать более бюджетные решения.
Вариант 2. Принимать оплату через службу доставки
Плюсы: Вам не нужно покупать оборудование. Платежи возможно принимать наложенным платежом.
Минусы: Многих пользователей может отпугнуть отсутствие возможности оплаты на сайте. Также стоит отметить, что из-за наложенной стоимости цена товара возрастет.
Вариант 3. Пользоваться безналичным расчётом
Плюсы: Если покупатель переводит деньги на расчётный счёт — можно обойтись и без кассы, так как подобные переводы не фискализируются.
Минусы: Отсутствие онлайн оплаты на сайте – это очень большой минус. Не каждый покупатель станет переводить деньги с помощью интернет-банка, так как это небезопасно. Покупатель может перевести деньги мошеннику и не получить товар. Вернуть деньги в таком случае невозможно. Помимо всего прочего – это незаконно, юр. лицо не имеет права принимать оплату за товар или услугу на карту. С учетом всех этих фактов становится ясно, что данный вариант повлечет за собой существенное падение доходов в интернет-магазине.
Вариант 4. Арендовать облачную онлайн-кассу
Плюсы: Это самый простой, оптимальный и популярный вариант, поэтому остановимся на этом пункте подробнее.
Аренда кассы стоит совершенно минимальных денег. Вам не нужно разбираться с тяжелым ПО или нанимать дополнительного программиста. Достаточно обратиться в компанию предоставляющую подобные услуги, а интеграцию онлайн-кассы на сайт производят программисты с их стороны.
Тут возникает много вопросов: какую онлайн кассу выбрать? Как настроить взаимодействие выбранной онлайн-кассы и системы оплаты на сайте?
Процессинговая компания Net Pay разработала совместное решение с АТОЛ Онлайн, которое позволит привести Ваш интернет-магазин в полное соответствие с 54-ФЗ в самые кратчайшие сроки. Данное решение призвано максимально упростить интернет-магазинам процесс подключения онлайн-кассы.
Рассмотрим общую схема расчетов интернет-магазина, подключенного к сервису АТОЛ Онлайн (партнер компании Net Pay), с покупателем:
- Посетитель интернет-магазина добавляет товар в корзину, затем заполняет страницу заказа.
- Оплачивает товар банковской картой.
- После подтверждения оплаты Net Pay передает платежные данные на сервера АТОЛ Онлайн.
- Онлайн касса АТОЛ Онлайн с фискальным накопителем обрабатывает полученные платежные данные, пробивает чек и направляет данные в ОФД .
- ОФД интернет-магазина направляют покупателю электронную копию кассового чека.
Схема взаимодействия АТОЛ Онлайн и Net Pay
54-ФЗ диктует новые правила игры на рынке e-commerce и к ним нужно подстраиваться. Наиболее оптимальным решением будет арендовать онлайн-кассу.
Как подключить онлайн кассу?
Для того, чтобы подключить на сайт платежную систему Net Pay с готовым ращением по онлайн кассам, Вам достаточно оставить заявку на сайте www.net2pay.ru. Наш менеджер свяжется с Вами и подробно проконсультирует по всем этапам подключения.
Для клиентов Net Pay предусмотрена специальная(ускоренная) схема подключения:
- Вы обращаетесь к менеджеру компании Net Pay (сайт: www.net2pay.ru).
- Менеджер направляет заявку в АТОЛ Онлайн на аренду онлайн-кассы.
- Специалист АТОЛ Онлайн связывается с Вами и консультирует по всем этапам подключения.
Автор: Генеральный директор Net Pay Игорь Звоник