Стресс и IT: Виктор Прокопеня рассуждает о том, как минимизировать тревожность
Виктор Прокопеня, авторитетный бизнесмен и инвестор, владелец инвестиционной компании VP Capital решил поделиться своими мнением по вопросу стресса в сфере IT на своей странице в Facebook. Ниже приведены основные его идеи.
"Недавно я наткнулся на график, показывающий зависимость между стрессом и производительностью. Если присмотреться, то крайняя верхняя и нижняя точки производительности отличаются почти вдвое. Я предполагаю, что в сфере информационных технологий отличие будет еще заметнее, где-то в 100 раз. С учетом колоссальной конкуренции в IT, снижение производительности в 100 раз равносильно провалу. Если говорить о предпринимателях, для них жизненно необходимо принимать решения здраво и рассудительно, а не под влиянием инстинктов. Рассуждая на эти темы, решил записать некоторые мысли по поводу стресса в бизнесе и управлении", говорит Виктор Прокопеня.
1. О важности юмора
Есть замечательная книга «Остаться в живых». Ее автор Лоуренс Гонсалес исследовал множество случаев того, как люди вели себя в сложных ситуациях, в которых стоял вопрос их выживания. В частности, кораблекрушения. Так вот, наблюдения показали, что разумный и здраво мыслящий в обычной жизни человек, который не может контролировать себя в стрессовых ситуациях, имеет больше шансов погибнуть. Автор заметил, что такие люди быстро уничтожают всю пресную воду и умирают, в то время как люди, способные управлять стрессом в экстремальных ситуациях доживают до спасения, растягивая запас воды.
Гонсалес сделал вывод, что рациональная часть мозга, отличающая нас от животных, в критических ситуациях выключается, и люди реагируют на происходящее упрощенно.
Этот вывод можно применить и к бизнесу. Для управления людьми необходимо владеть стресс-менеджментом, чтобы принимать осознанные решения. Важно не поделить продуктивность в 100 раз и не затеряться в начале графика, в зоне комфорта.
Чтобы этого не допустить, важно быть несерьезным. Юмор — один из эффективных способов поддержания рационального мозга в тонусе. Шутите больше — и будете продуктивны.
Возможно именно поэтому в последнее время такую популярность приобретают развлекательные приложения. Люди пользуются ими чтобы посмеяться, отдохнуть, снять стресс.
2. О том, как важно не переработать
Один американский коуч отметил, что основная проблема крупных управляющих заключается в том, что они перерабатывают и, как следствие, быстро выгорают.
Я сам встречал очень талантливых людей, которые бежали марафон слишком быстро. Делали свой стартап и перегорали на полпути, их рациональный мозг отказывался принимать взвешенные решения. В таком состоянии человек не может двигаться дальше; его сначала нужно поставить на «нейтралку», чтобы переключить на другую передачу.
3. О бизнес-школах и стресс-менеджменте
Людям, занимающимся бизнес-образованиям, трудно признать, что в бизнесе нет работающих моделей. То, что актуально сейчас, перестанет быть таковым сравнительно быстро, потому что мир не стоит на месте. Например, то, чему обучился в университете инженер, будет работать всегда. Чего нельзя сказать о знаниях, полученных в бизнес-школе. Более того, выпускник такого университета может обнаружить, что изученный им материал неактуален уже как 50 лет. Один мой друг, изучающий управление бизнесом в Стэнфордcкой бизнес-школе, высказал очень интересную мысль: «Учеба — это когда ты весь в изучении программирования или прикладной математики. А здесь все посвящено формированию личности, это не учеба». По всей видимости, бизнес-образование нельзя представить без обучения управлению стрессом и энергией.
4. О необходимости знать свой уровень стресса
В книге «Бездумное поедание» автор Брайан Уонсинк выделяет три состояния желудка: голодный, сытый и переполненный. При этом трудно определить, поели мы на 50% или 89,9%. Со стрессом такая же история: непросто понять, где именно мы находимся на графике зависимости между тревожностью и производительностью. Соответственно, непросто понять, что послужило причиной увеличения или снижения стресса.
По мнению некоторых ученых, график производительности практически тождественен графику силы воли, а показатель heart rate variability, то есть вариативности частоты сердцебиения, напрямую отображает уровень стресса. Значит можно сделать вывод, что малоэффективно задаваться целью внедрить ту или иную положительную привычку, когда уровень стресса запредельно высокий.
Лично я слежу за собственным показателем heart rate variability с помощью часов для триатлона Garmin. В них встроена функция проверки уровня стресса «stress checker», которая ранжирует вариативность частоты сердцебиения от 1 до 100. Благодаря этому можно также оценить влияние того или иного события на ваше состояние.
5. О правильном дыхании
Для меня лучший способ снизить уровень стресса — это спорт и йога. Мы создали классное спортивное приложение yoga.com, но с ним лучше заниматься после того, как вы уже походили к инструкторам. Читать литературу о йоге я считаю малопродуктивным; лучше попробовать разных преподавателей, которые объяснят вам технику упражнений. Йога во многом — это искусство правильно дышать, овладев которым можно научиться контролировать уровень стресса. Если вы остановитесь и сделаете выдох, хуже не будет. Это знают и этим руководствуются бизнесмены. Они понимают, что быстрота принимаемых ими решений и их качество зависят от степени тревожности. Как ее снизить? Лично я использую приложение Breathe в Apple Watch. Оно напоминает мне, когда я должен отдохнуть и подышать.
6. О перспективах управления стрессом
Я уверен, что скоро компьютеры на рабочих местах будут способны распознавать эмоции сотрудников. Следя за выражением их лиц, можно будет разграничивать тех, кто не хочет работать, и тех, кто просто переутомлен.
Эта технология поможет оценивать эффект, который какое-либо событие в компании оказывает на работающих в ней сотрудников.
Интересно, что опытный и начинающий менеджеры по-разному подходят к решению той или иной проблемы. Как ведет себя неопытный управленец, если понимает, что нанял не совсем профессионального сотрудника? Сначала он потратит некоторое время на его обучение, но разочаровавшись, будет размышлять: уволить его или нет. Потратив какое-то время и силы на увольнение, менеджер будет еще неделю переживать по поводу своей ошибки. Как видите, потрачено очень много энергии и сил, чего никогда бы не произошло с опытным руководителем. Он бы верно оценил ситуацию еще до приема сотрудника на работу.
7. О том, как правильно управлять контекстом
В «Бездумном поедании» Брайан Уонсинк советует не ставить себя в такие условия, когда вам приходится что-то решать. На это всегда уходит то или иное количество энергии. Следовательно, вместо того, чтобы решать, есть ли вам эти шоколадки или нет, просто попросите, чтобы их унесли из вашего гостиничного номера. Или вообще не держите дома сладкого, чтобы не насиловать себя принятием таких решений. Эта же идея релевантна по отношению к стрессу: лучше избегать разговоров, которые гарантированно приведут к повышению вашей тревожности.
8. О том, почему у зебр не бывает язвы желудка?
У Роберта Сапольски есть отличная книга «Почему у зебр не бывает язвы желудка» о происхождении стрессовых состояний. Почему она так называется? Стресс у зебры возникает, когда ее жизни угрожает хищник. Он нападает на нее, она мобилизует все свои ресурсы, чтобы спастись. В итоге зебра либо съедена, либо спаслась и не занимается прокручиванием воспоминаний о произошедшем. Более того, она не выстраивает сценарии того, что может случиться в следующий раз. Это и отличает людей от зебр: мы можем возвращаться к неприятным событиям или переживать о том, что даже может и не произойти. Стресс при длительном воздействии на организм может нести негативные последствия. Значит необходимо научиться ставить точку в неприятных ситуациях и больше к ним не возвращаться.