Вторая волна ФЗ-54: подводные камни онлайн-фискализации

Второй этап установки нового кассового оборудования непосредственно затронет предпринимателей, работающих на основе патента и с применением ЕНВД
Вторая волна ФЗ-54: подводные камни онлайн-фискализации

Игорь Звоник, генеральный директор платежной системы Net Pay рассказывает о том, что нужно знать предпринимателю о второй волне перехода на онлайн-кассы.

Переход на онлайн-кассы, ставший обязательным для большого числа предпринимателей, должен пройти в 2 этапа. Первый этап стартовал 1 июля 2017 года — с этой даты все крупные и средние ритейлеры, а также интернет-магазины, стали обязаны использовать исключительно онлайн-ККТ.

Второй этап установки нового кассового оборудования непосредственно затронет предпринимателей, работающих на основе патента и с применением ЕНВД. Рассмотрим, как это отразится на владельцах малого и микробизнеса, и что понадобится для перехода на кассы нового образца.

Зачем обязали использовать онлайн-кассы

Для ответа на этот вопрос следует разобраться с принципом работы новых ККМ.

Их внедрение позволяет сделать торговлю прозрачной для контролирующих организаций.

Технически онлайн-ККМ представляет собой аппаратно-программный комплекс, призванный заменить старые кассовые аппараты с ЭКЛЗ и фискальные регистраторы. Ключевыми функциями нового оборудования являются следующие:

  • передача всех сведений о совершённых покупателем платежах в ФНС в режиме онлайн;
  • печать бумажных и формирование электронных кассовых чеков, в том числе возможность отправки их на электронный адрес покупатели или телефон (в виде СМС);
  • сохранение всех данных о платежах и их шифрование.

При этом процедура сделка купли-продажи с использованием онлайн-кассы осуществляется в следующем порядке:

  1. Покупатель оплачивает товар, после чего встроенный в кассовое оборудование фискальный накопитель (ФН), передаёт данные чека ОФД — оператору фискальных данных.
  2. Оператором проверяется корректность документа, после чего выполняется его регистрация в системе, на кассу отправляет результат обработки.
  3. Касса выводит на печать бумажную версию чека, и, при необходимости — отправляет электронный чек по указанному покупателем адресу.
  4. Параллельно ОФД отправляет данные чека в налоговую службу, где они попадают в архив и там хранятся.

Что это даёт? Во-первых: такой порядок существенно упрощает формирование отчётности, и исключает риск ошибок, как это часто случалось при использовании традиционной контрольно-кассовой техники.

Во-вторых: покупатель может зайти на сайт налоговой службы и проверить «валидность» выданного ему кассового чека. Это исключает вероятность обмана покупателя со стороны торговой организации.

Обмен данными осуществляется в реальном времени через сеть интернет. Безопасность передаваемой информации обеспечивается с помощью шифрования — каждая единица ККМ получает свой уникальный номер, который привязывается к электронной цифровой подписи торговой организации.

Подробнее о принципах работы онлайн-касс и порядке получения счёта можно узнать на специальном сайте налоговой службы nalog.ru.

Порядок обновления кассовых аппаратов

Напомним, что первый этап стартовал в начале июля прошлого года. Как и следовало ожидать, процесс перехода на новое кассовое оборудование прошёл не совсем гладко: во многом из-за дефицита самих онлайн-касс и фискальных накопителей, сложности их настройки. К тому же все затраты на переоснащение кассового узла несли непосредственно предприниматели, и неудивительно, что они старались держаться «до последнего».

Но большинство сложностей осталось позади, и сегодня процесс перехода на онлайн-ККМ более или менее отлажен. К тому же предприниматели, которым вменяется с 1.07.2018 перейти на новые кассы, могут воспользоваться опытом крупных торговых предприятий, перешедших на новую систему её в прошлом году.

Но если оборот крупных и средних ритейлеров позволяет им потратить средства на автоматизацию, то представителям микробизнеса найти 18–20 тысяч на онлайн-ККМ довольно затруднительно. И для дополнительной стимуляции предпринимателей государством была разработана система компенсации затрат, связанных со второй волной перехода на онлайн-кассы.

Максимальная сумма компенсации составляет 18 тысяч рублей на каждую единицу кассовой техники. То есть, если в предприятии торговли будет установлено 2 и более кассы, то владелец получает право на компенсацию затрат, связанных с переоборудованием каждого кассового узла.

А затраты, следующие:

  1. Покупка онлайн-кассы.
  2. Приобретение фискального накопителя.
  3. Установка ПО.
  4. Настройка и регистрация кассового оборудования.

Ориентировочно, 18 тысяч рублей «впритирку» хватает для оснащения одного кассового узла. Но вот расходы, связанные с организацией стабильного выхода в интернет в режиме 24/7, предпринимателю придётся взять на себя.


Важно учитывать, что компенсацию предприниматели могут получить только в виде налогового вычета. Кроме того, рассчитывать на её получение можно только при условии соблюдения сроков перехода на кассы нового образца.

Сам переход может быть выполнен следующим образом:

  • если текущее кассовое оборудование подлежит модернизации и в дальнейшем сможет соответствовать требованиям 54-ФЗ, то достаточно провести его апгрейд;
  • если на данный момент ККМ отсутствует или используется оборудование старого образца, то придётся приобретать новую онлайн-кассу.

К слову, предлагаемых сегодня моделей касс более чем достаточно: есть как стационарные, так и мобильные версии, и подобрать оптимальный под конкретные условия работы вариант не составит труда.

Положениями 54-ФЗ определены следующие сроки перехода:

  • для торговых организаций и объектов общепита, ведущих деятельность на основании Патента или ЕНВД и привлекающих наёмных сотрудников, срок перехода установлен с 01.02.2017 до 01.07.2018 года;
  • для аналогичных организаций и продающих услуги (выполняющих работы) компаний, не использующих наёмный труд, переход на новые кассы осуществляется в период с 01.02.2017 по 01.07.2019 года.

Помимо затрат на обеспечение связи, владельцы бизнеса должны заключить договор с один из Операторов Фискальных Данных. Их услуги, естественно, не бесплатные, и составляют порядка 3000 рублей в год.

Что ещё важно знать предпринимателям

Основная, и самая важная деталь — не следует тянуть с приобретением онлайн-кассы до последнего, в надежде, что законодательно изменится, и тратить средства на закупку оборудования не придётся. Достаточно вспомнить пришедший на первое полугодие 2017 года ажиотаж, когда касс на всех не хватало, и предприимчивые дельцы продавали оборудование в 5–8 раз выше его стоимости.

К тому же «опоздавших» с переоборудованием свои торговых точек не только лишают налогового вычета, но и могут привлечь к ответственности.

Напомним, что штраф на нарушение 54-ФЗ составляют до 10 тысяч рублей для юридического лица, либо от 75 до 100% от суммы расчёта (но не менее 30 тысяч рублей).

И подбирать онлайн-кассу лучше уже сейчас, обратив при этом внимание на следующие нюансы:

  • руководствуясь удобством и практичностью кассового аппарата;
  • учитывать версию формата фискальных данных, поддерживаемую ФН кассы;
  • заранее озаботиться организацией доступа в интернет;
  • выбрать оператора фискальных данных.

Для неподготовленного человека провести переавтоматизацию бизнеса самостоятельно довольно сложно, и эта процедура может отнять немало времени, сил и средств. И лучше доверить этот процесс профессионалам, способным провести переоборудование вашей торговой точки в соответствии с новыми требованиями 54-ФЗ под ключ, экономя ваше время и деньги.

Автор: Генеральный директор Net Pay Игорь Звоник.