Интервью с раввином
Мы продолжаем серию интервью с раввином Давидом Пинсманом (далее — Д.П.), одним из основателей каббалистического Центра Bethlehem Kabbalah Education Center, Первым Куратором школы Каббалы при Центре и основным его духовным вдохновителем. Мы уже поговорили о Каббале, о ее сути, о ее роли в жизни Давида и в жизни каждого из нас. В этот раз наш разговор затронет тему красной нити — одного из сильнейших защитных амулетов из числа используемых каббалистами в повседневной жизни.
Обсудим следующие вопросы:
- Как популярность Каббалы оказала негативное влияние на этот талисман?
- Почему обычная красная нитка, повязанная на руку, не дает никакой защиты?
- В чем, в конце концов, смысл обряда освящения красной нити в усыпальнице Праматери? Почему нить освящается именно там?
- Почему ниточка должна быть красного цвета и почему она делается из шерсти?
- Кто в России распространяет освященную красную нить?
Интервью ведет журналист Сергей Колесниченко (далее — С.К.).
С.К.: Давид, в прошлый раз мы говорили с вами о широком распространении Каббалы по всему миру, о ее повсеместном «расползании» по земному шару. Однако, сейчас, перед интервью, вы неожиданно заявили мне, что в наше время довольно проблематично достать настоящие каббалистические амулеты, к коим принадлежит и красная нить, которую я, например, очень давно хочу себе приобрести. В чем тут дело? Казалось бы, в нашем глобальном мире таких проблем быть не должно.
Д.П.: Вы абсолютно правы, что поставили рядом эти два явления — красную нить и расхожесть учения Каббалы. Однако, при этом вы не совсем верно расставили акценты. В данном случае популярность каббалистического учения сыграла с нами злую шутку.
С.К.: Что вы имеете ввиду?
Д.П.: Когда какое-то культурное или религиозное явление приобретает широкое распространение, то это явление сразу же становится поп-культурным со всеми вытекающими. Так произошло (до сих пор, к сожалению, происходит) и с Каббалой. Логично, что это так же происходит и с каббалистической атрибутикой, как с немаловажной частью нашего религиозного течения.
С.К.: То есть, красная нить стала частью поп-культуры, я верно вас понимаю?
Д.П.: Да. Но это не было бы бедой… Больше того, я был бы даже рад, если бы очень многие носили этот амулет и защищали себя от айн ара* так как это делаю я.
С.К.: Но?..
Д.П.: Но, к сожалению, как и любой предмет поп-культуры, красная нить стала предметом торга, чему в немалой степени поспособствовал, например, небезызвестный вам доктор Лайтман, немало сделавший ради популяризации Каббалы, однако печально знаменитый тем, что поставил наше древнее учение на сугубо коммерческие рельсы.
С.К.: Я вас понимаю. Тем не менее, согласитесь, что труд проповедника тоже должен быть оплачен, иначе проповедник умрет с голоду. Вы вот тоже продаете свои книги...
Д.П.: Безусловно, все это — личное дело доктора Лайтмана и последователей его школы: они вольны продавать любые религиозные предметы, которые сочтут нужными. Тем более, что над этими предметами были совершены все необходимые обряды согласно традиционному учению Каббалы.
С.К.: Опять же, я чувствую в ваших словах какое-то "но"...
Д.П.: Но это породило волну подделок, и люди бросились их покупать. Ведь у доктора Лайтмана — дорого, а тут вон — пожалуйста, за сущие гроши, да ещё и с дополнительными (бесполезными) побрякушками, не имеющими отношения к Каббале, но очень красиво и броско выглядящими.
С.К.: Чем же плоха подделка? Точнее, что ее отличает от настоящей, каббалистической красной нити? Про побрякушки я понял, побрякушки — плохо. Что ещё? Обряды? Расскажите мне.
Д.П.: Обряды, конечно, обряды. Понимаете, люди в массе своей вообще не верно представляют себе — за счет чего красная нить дарует им свою защиту от айн ара*. Многие, особенно селебрити, знаменитости, вообще не в курсе, что красная нить — это мощный щит. Они одевают ее как броский аксессуар или как средство, которое, в их понимании, должно даровать им богатство, славу, насыщенную личную жизнь. Все не так. Точнее, не совсем так...
С.К.: Давайте разбираться?
Д.П.: Давайте. Я очень редко встречаю обычных людей, не каббалистов, которые понимают суть красной нити, ее настоящее предназначение. Они просто обвязывают ей свое запястье, читают какую-то прилагающуюся молитву и считают, что теперь вот эта ниточка будет их защищать и расчищать перед ними дорогу. Когда эти люди молятся во время обряда повязывания, своими мыслями, я подозреваю, они обращаются совсем не к Творцу, а к этой самой ниточке. Они из нее делают божка, золотого тельца, понимаете? А это в корне противоречит Каббале, ее учению и сути.
С.К.: Ок. Как же понимают красную нить каббалисты?
Д.П.: Красная нить — это овеществленное обращение к Творцу: торжественное обещание очистить себя от скверны и зависти, искреннее пожелание добра всем ближним своим. И, услышав это обещание и узрев красную нить как печать, как знак того, что человек дал себе и Ему такое обещание, Творец (а не красная нить) дарует такому человеку Свою защиту. Понимаете? Красная нить здесь выступает как посредник между вами и Творцом, как символ, а не как главное действующее лицо.
С.К.: Это очень интересно. Должен признаться, что я, видимо, тоже не совсем верно трактовал красную нить.
Д.П.: Вот именно. Теперь вернемся к коммерции, Лайтману и подделкам.
С.К.: Да, да, давайте.
Д.П.: Казалось бы, из моих слов должно следовать, что вообще все-равно, что там вязать себе на запястье или куда-либо еще, лишь бы этот предмет был напоминанием, что вы встали на путь духовного очищения. Можно ведь пообещать Творцу быть человеколюбивым и, в честь этого, допустим, повязать себе на шею пестрый шарф. Чем, в конце концов, это будет отличаться от шерстяной красной нитки на руке? И уж тем более для таких целей подойдет любая красная нитка из магазина для шитья, верно?
С.К.: Продолжайте…
Д.П.: Но мы с вами не зря в прошлых интервью говорили о семи сфиротах и о материи, как о ларце, скрывающем от непосвященных тайны мироздания, которые Творец заложил в эту самую материю во время акта Творения. И не зря мы с вами говорили, что посвящение и каждодневная духовная работа над собой дарует возможность говорить с Ним, слышать Его и чувствовать в себе Его волю.
С.К.: Так, так. И что из этого следует?
Д.П.: Понимаете, вы, конечно, можете пообещать Создателю, что вы исправитесь и перестанете творить недоброе своим ближним. Но… большинство людей лжецы, и Он об этом прекрасно знает. В целом, вы только делами сможете доказать Ему, что вы достойны Его защиты. Один раз проникновенно помолиться — этого недостаточно.
С.К.: Пока не очень понимаю к чему вы ведете. Вы вроде бы говорили, что красная нить — это как раз таки подобное, овеществленное во время молитвы, обещание.
Д.П.: Все верно. Но этого недостаточно, как я уже сказал. Давайте вспомним, чем отличается поддельная нитка от настоящей красной нити? Верно: тем, что над ней не провели обряд освящения в гробнице Праматери двух колен израилевых, Рахель. А что происходит во время этого ритуала, вы не задумывались?
С.К.: Я видел, что все радуются и поют, передавая нить из мужской части усыпальницы в женскую, таким образом оборачивая ее вокруг самой гробницы несколько раз.
Д.П.: А что делают в это время раввины — модераторы, если хотите, этой церемонии?
С.К.: Молятся. Да, молятся. Проговаривают какие-то слова про себя. Я видел это, но самих слов не слышал.
Д.П.: Раввины и каббалисты, ведущие обряд, это — посвященные люди, прошедшие очень долгий духовный путь и подчас говорящие с Творцом так как мы сейчас разговариваем с вами. Во время церемонии они поручаются перед Ним за будущих обладателей этого амулета, обещают, что такой человек встанет на путь исправления. Молят именем Рахель, как она молила Его за народ Израиля, позаботиться об этих людях и даровать им Свою защиту. И Он слышит их и через нить дарует Свое покровительство тем, за кого поручились ведущие. Теперь вы понимаете всеобщую радость людей на этой церемонии?
С.К.: Кажется, понимаю. Они рады, потому что кто-то взял ответственность за них перед Творцом на себя?
Д.П.: Вы очень верно уловили суть. Теперь ведущий церемонии взял огромную часть их бремени себе и ему ее нести. Ему, как поручителю, отвечать перед Создателем за будущие дела этих людей вместе с ними. И, если эти люди будут творить зло, то ведущий так же понесет часть наказания за это.
С.К.: Это шокирует. Это колоссальное самопожертвование для верующего человека. Ведущий ведь даже не знает большинство из этих людей.
Д.П.: Да, именно поэтому обряд ведут только очень опытные каббалисты, искренние и настоящие человеколюбцы, готовые перечеркнуть себя и свое эго в угоду незнакомым им людям, их желанию духовно развиваться и приблизиться к чудесам Творца.
С.К.: Мне это надо переварить. Все это как-то совсем выбивает меня из колеи. Особенно, когда я представляю, каково бывает тем, кто ведет этот обряд, и кто может проведением всего одного обряда, делами всего лишь одного, неизвестного им, человека, перечеркнуть весь свой духовный путь.
Д.П.: Все не настолько драматично. Каббала все же дарует тем, кто ведет церемонию, путь духовного и психологического восстановления после проведения таинства. Но это тяжело, крайне тяжело, да.
С.К.: Хорошо, теперь мне ясно, почему подделка — это плохо.
Д.П.: Подделка — это не плохо, и не хорошо. Это — никак. Сколько молитв не прочитайте вы над подделкой, а Творец услышит только ваши дела. Такая нить, не прошедшая обряд освящения, будет абсолютно бесполезна.
С.К.: Ок. Перед рассказом о церемонии освящения вы вскользь затронули тему материи и материальных свойств. Как я понимаю, вы хотели рассказать о шерсти и красном цвете? Как это связано с подделками?
Д.П.: Практически напрямую. На волне моды красная нить у многих производителей превратилась из шерстяной в хлопковую, или даже в синтетическую. Удешевление производства, видимо, или что-то с этим связанное. Однако в погоне за звонкой монетой все забыли — сколько внимания Каббала уделяет именно материи, как способу самовыражения Творца. Наверное, изначально шерсть была не просто так выбрана в качестве материала для этого амулета, верно?
С.К.: Да.
Д.П.: Шерсть — это так называемая в Каббале бхина — облачение, защита, дарованная Создателем еще Адаму при его исходе из Рая (если хотите, прочитайте о бхине на сайте у Лайтмана, он наиболее популярно объясняет ее суть, как божественного явления). Ни хлопок, ни тем более синтетика не обладают защитными свойствами, и не могут быть использованы для созидания защитного амулета, коим является красная нить.
С.К.: Почему красная, между прочим?
Д.П.: Потому что красный — это самый негативный цвет. Цвет зла, если хотите.
С.К.: Мы защищаемся от зла цветом зла?
Д.П.: Именно. Вы слышали про такую вещь как вакцина? Красная нить и есть вакцина, только в духовном смысле: освященный предмет, имеющий цвет того негатива, который наше духовное тело должно научиться распознавать и отторгать. Все плохое, что направлено на человека в течение его жизни, имеет на духовном уровне красный цвет. Теперь вы знаете это.
С.К.: Многие носят нити белого, желтого, черного цветов. Я видел. К чему они?
Д.П.: Я не знаю, правда. Все это не имеет отношения к Каббале. Это либо какие-то буддистские штучки, либо голая коммерция в духе "Вы купили красную нить? Тогда мы вам продадим еще и черную, почему бы нет?"
С.К.: Почему, кстати, на левой руке? Я видел, что некоторые повязывают на правое запястье. Что все это значит?
Д.П.: Мы с вами не зря столько времени разговаривали про сфиры и древо сфирот в прошлый раз. Правая верхняя сторона человеческого тела отдана сфире мягкости и милосердия, левая отдана Гвура — сфире прочности и могущества. Правая сторона отдает, левая — вбирает в себя, помните? Я не знаю — зачем люди носят красную нить на правой руке, там она вообще бесполезна. Этот канал не принимает ничего внутрь себя, он — внешненаправленный. А вот через левую сторону в вас могут попасть очень неприятные вещи, и только мера прочности вашей сфиры могущества сможет уберечь вас от этих вещей. Красная нить мощью Творца очень сильно укрепляет этот сфирот, будучи повязана на левую руку.
С.К.: Надо будет обязательно спросить у кого-нибудь, кого я встречу с красной нитью на правой руке — зачем он это делает?
Д.П.: Спросите, конечно. Мне и самому крайне любопытно. Не забудьте.
С.К.: Договорились, не забуду. И последний вопрос: есть ли у россиян возможность каким-либо способом получить красную нить, прошедшую обряд освящения?
Д.П.: Это — сложный вопрос. Даже в Израиле не у всех есть такая возможность. Рынки Иерусалима завалены поддельными нитями: никому не хочется ехать за освященными в Вифлеем, где палестинцы стреляют и обворовывают евреев. Навскидку помню, что освященные нити были в Москве, кажется, в каббалистическом Центре на Мясницкой (московский Каббала Центр, прим. ред.), и в магазине у Ирины Дион (магазин Ваша Нить, прим. ред.), моей воспитанницы и любимицы, которая возит в Москву нашу литературу, проводит семинары, и, помимо прочего, доставляет в Россию из Вифлеема освященную красную нить. Их офис располагается у вас там, кажется, рядом с каким-то большим парком... Сокольники, верно? (на самом деле, на Преображенской площади, прим.ред.). В других городах я не знаю никого, кто мог бы дать вам настоящую нить.
С.К.: Два варианта. Уже неплохо.
Д.П.: Да, в Иерусалиме или Тель-а-Виве я вам не назову ни одного. Слишком, слишком многие продают подделки, чтобы разбираться — кто из них все-таки настоящий каббалист, если вы понимаете о чем я.
С.К.: Ок. Я благодарен вам за содержательное интервью, и до встречи через пару недель. Будем обсуждать... что? Какая тема у нас запланирована на следующий раз?
Д.П.: Обсудим как раз таки деятельность каббалистических центров, если вы не против. За многими из них закрепилась незаслуженная слава сект, в которых чуть ли не люди пропадают. Я хочу вместе с вами разобраться в этом, поскольку мы (каббалисты) никогда такими не были и не будем. Я считаю такое мнение крайне несправедливым, вызванным парой случаев, произошедших по вине недобросовестных организаций, прикрывающих свою корысть Каббалой.
С.К.: Хорошо, это очень интригующая тема. Мы с вами договорились. Что же, до новых встреч. Еще раз спасибо!
Д.П.: Да, и вам спасибо за обстоятельные и умные вопросы. До встречи!
* Айн Ара — дурной глаз. Аналог сглаза, имеющий, однако, в Каббале более широкое значение. Айн Ара — это любая ментальная и психологическая атака, направленная на человека его недоброжелателями. В более общем случае — искреннее пожелание зла. (прим. ред.)