Мобильные приложения – безусловный тренд онлайн-брендинга последних лет. А еще это самая дорогая технология, которую только может использовать бизнес для расширения аудитории. Зато такая технология позволяет существенно увеличить объемы продаж: по данным за первые 10 месяцев 2019 года (за полный год информации еще нет), больше половины покупок, совершаемых через мобильные девайсы, пришелся именно на установочный софт.
По последним подсчетам, разработка приложений по всем правилам для обеих платформ (iOS и Android), которое будет работать без сбоев и решать конкретные задачи компании (закрывать «боли» целевой аудитории), обходится в семизначные суммы (в рублях). Очевидно, что такие бюджеты могут себе позволить далеко не все. Что делать? На самом деле в этой цифре можно убрать от одного до трех порядков, если правильно подойти к вопросу создания программного продукта. Экономным заказчикам приложений специалисты советуют:
- начинать с одного канала продаж;
- тестировать эффективность технологии до выпуска полномасштабного продукта;
- правильно ставить задачи в плане дизайна;
- работать с проверенными исполнителями, чьи «аппетиты» обоснованно умеренны.
Android или iOS
Самый очевидный способ снизить стоимость разработки программы – остановиться на одной из платформ установки. Не совсем понятно, почему, но большинство заказчиков даже не рассматривают перспективы создания приложения только для Android или iOS. Конечно, у такого решения есть свои минусы, но и плюсов довольно много.
Секрет в том, что на 100% пользователей мобильных телефонов только 20% – держатели «яблочных» гаджетов. Часто они даже не попадают в целевую группу конкретного бизнеса. Так зачем им предлагать приложение? Тем временем, остановившись всего на одной плате (это может и iOS, если ваши покупатели имеют доход выше среднего), покупатель программной услуги экономит от 30 до 100% ее стоимости.
К слову, если аудитория бренда равномерно распределена между пользователями iPhone и смартфонов на Android, предпочтение стоит отдавать первым:
- на обслуживание приложения под iOS уходит меньше денег и сил;
- модерация здесь более серьезная, то есть продукт выйдет в массы, только будучи достойного качества (еще один уровень проверки кода);
- от кражи данных эта платформа защищена лучше.
Минимально жизнеспособный продукт
Аргументы а-ля «у всех конкурентов есть и мне надо» или «это ультрамодно» при принятии решения о создании собственного приложения для бизнеса стоит сразу отбросить. На модные технологии нецелесообразно тратить даже сотни тысяч рублей, когда годовая прибыль едва дотягивает до миллиона. А то, что конкуренты уже запустили свои программы, еще не значит, что эти запуски для них окупились.
Понять, действительно ли бренд готов продавать товары через приложение (и покупателю это будет объективно удобнее, чем заказы с сайта), можно с помощью инструмента под названием MVP. В переводе и расшифровке это значит минимально жизнеспособный продукт. Проще говоря, заказчику нужна программа с сильно урезанным функционалом. Она обойдется в 5–10 раз дешевле полноценного программного продукта, зато позволит объективно оценить:
- интерес к ней реальных клиентов, заказчиков, покупателей;
- потребность в дополнительном канале продаж;
- совместимость продаваемого товара и такого способа его реализации.
Minimum Viable Product (MVP) – это версия приложения и пункт стратегии его продвижения в одном «флаконе». Он уместен там, где нет достаточной эмпирической базы продаж через мобильные гаджеты или есть сомнения по поводу дизайна, функционала, всего проекта. Большой плюс MVP-версии – ее быстрое создание. В программном коде нужны только:
- главная страница;
- каталог с опцией поиска;
- корзина;
- модуль оплаты.
Анимация, сервисы, подборки по вкусам и интересам, гиды и прочие модули здесь внедрять не надо. Их список можно проработать позже, когда станет очевидным, что продукт пользователям нужен и важен.
Экономия на дизайне
Еще одна важная истина: разработка мобильных приложений осуществляется не по тем же правилам, что и создание сайтов. Особенно это касается дизайна. Если с веб-проектами очень важно отстроиться от конкурентов, предложить пользователю уникальное оформление и набор индивидуализированных опций, то с приложением все с точностью до наоборот.
Два ключевых правила дизайна мобильного приложения.
- Приоритет – качество функциональных решений, а не эффектный вид. Страница в приложении не должна быть «вкусной», она должна быть удобной и практичной (в лучших традициях программирования – все нужное, ничего лишнего). Ее миссия – решать конкретную задачу пользователя.
- В нише приложений уже сформировались устойчивые привычки пользователей, на них и надо опираться. Эксперименты с необычным разнесением обычных кнопок (акции, цены, заказать, корзина) провалились ровно столько раз, сколько проводились. Не стоит повторять ошибки предшественников.
Хорошая новость в том, что самый дешевый дизайн мобильного приложения – лучший (в 99% случаев, исключение – международные бренды). Чем он более шаблонный, тем выше у него шансы на популярность. Не стоит переплачивать за нормальное желание специалистов, занятых разработкой, творить и совершенствовать свои навыки. К тому же шаблонный дизайн готовится быстрее.
Фрилансер или агентство
Наконец, самый простой способ сократить бюджет разработки – сотрудничество с фрилансером. В этом случае можно снизить расходы на создание продукта в несколько раз, но придется «дробить» задачу между исполнителями. Эксперты единогласно сходятся во мнении, что привлекать самостоятельных разработчиков (не команды) стоит только за отсутствием альтернатив. И при условии плавающего дедлайна. Потому что сроки отдельные специалисты (за неимением опыта самостоятельной работы над программой) срывают в семи случаях из десяти.