Почему нельзя купить ЭП для юридических лиц и передать её бухгалтеру

Многие бумажные документы бухгалтер подписывает собственноручно. Оформление ЭП на бухгалтера дополняет получение электронной подписи для юридических лиц или ИП. Например, если документы требуют электронной подписи как бухгалтера, так и руководителя.

Многие бумажные документы бухгалтер подписывает собственноручно. Такую же практику легко перенести в ЭДО. Достаточно оформить ЭП (электронную подпись) на бухгалтера и закрепить в локальных актах пределы её использования. Как это сделать и какие юридические аспекты нужно учесть — в нашей статье.

Электронная подпись «Инфотекс Интернет Траст»

Почему ЭП должна быть на имя бухгалтера

Распространённый, но ошибочный подход — заказать электронную подпись для ИП или юридического лица и передавать её по мере необходимости бухгалтеру. Для «легализации» передачи издаётся приказ или другой локальный акт, но это никак не меняет статус подписи и ответственное за документ лицо: документы считаются подписанными руководителем, который и отвечает за их достоверность.

Правильный подход — покупка ЭП на имя бухгалтера. В этом случае бухгалтер подписывает документы своей электронной подписью и сам отвечает за их содержание. Точно так же, как при подготовке и собственноручном подписании бумажных документов.

Как ограничить использование бухгалтером электронной подписи:

  1. Трудовым договором, должностной инструкцией — для штатного бухгалтера.
  2. Условиями гражданско-правового договора — для стороннего бухгалтера.
  3. Доверенностью — если бухгалтера нужно наделить дополнительными полномочиями.

Какие документы бухгалтер вправе подписывать электронной подписью

Стандартный набор бухгалтерского ЭДО:

  • «первичка»;
  • финансовая, статистическая отчётность;
  • документооборот с банками и контрагентами;
  • документы в госзакупках и коммерческих тендерах;
  • переписка с госорганами;
  • внутренние документы при взаимодействии бухгалтерии с другими подразделениями и сотрудниками компании.

Оформление ЭП на бухгалтера дополняет получение электронной подписи для юридических лиц или ИП. Например, если документы требуют электронной подписи как бухгалтера, так и руководителя. Или организация практикует систему первой и второй подписей, при которой бухгалтера наделяют правом второй подписи на основании приказа или доверенности.

Какую ЭП купить для бухгалтера

Однозначно — усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). Иначе у бухгалтера не будет возможности подписывать обязательную отчётность и сдавать её по ТКС. Поскольку УКЭП имеет универсальную сферу применения, она подойдёт и для работы со всеми остальными документами. Также это самый защищённый вариант электронной подписи.

Покупка ключа, установка и настройка сертификата ЭП на имя бухгалтера не имеют практической пользы, если у юридического лица или ИП нет системы ЭДО. Но в зависимости от ситуации возможны два решения:

  1. Купить ключ ЭП и подключить услуги оператора ЭДО.
  2. Настроить приобретённый сертификат КЭП для работы в существующей (внедряемой) на предприятии системе ЭДО.

Изменения в получении ЭП для ИП и организаций

До 1 января 2022 года продлится переходный период, в рамках которого постепенно вступают в силу изменения в законодательстве об электронной подписи.

Что нужно знать:

  1. С 1 января 2022 года руководители юрлиц смогут заказать ключ ЭП только в УЦ ФНС и доверенных лиц.
  2. Правила оформления ЭП на имя бухгалтера не изменятся. Однако с января 2022 года, подписывая документы своей электронной подписью, бухгалтер должен прикладывать к документу электронную доверенность. Такая практика существует и сейчас при сдаче отчётности в ФНС и ПФР.
  3. С 1 июля 2020 года можно получить ЭП для юридического лица без указания в сертификате руководителя либо другого лица. Чтобы бухгалтер смог использовать такую подпись, нужно на уровне локального акта включить его в перечень ответственных лиц.

Аккредитованный удостоверяющий центр и оператор ЭДО «Инфотекс Интернет Траст» создаёт гибкие решения для бизнеса, среди которых специальный продукт для взаимодействия с госорганами — ViPNet ЭДО Отчет. Система поддерживает сертификаты ЭП различных ответственных сотрудников и все типы доверенностей. Она обеспечивает составление, проверку, подписание документов и ЭДО с любыми подключёнными ведомствами. Также доступен ЭДО с ПФР в сфере документооборота по электронным трудовым книжкам.