Если отечественные или импортируемые в страну товары не требуют обязательной проверки перед продажей, в таком случае предприниматели часто получают отказное письмо (сокращенно – ОП). Его выдают уполномоченные органы на основании анализа представленной заявителем информации и документации.
Что представляет собой отказное письмо?
Этот официальный документ предприниматели оформляют по собственной инициативе. ОП подтверждает, что в отношении указанной в нем продукции законодательство РФ и ЕАЭС не предписывает проводить оценку перед выпуском на рынок. Следовательно, ее изготовление, ввоз в страну и продажа могут осуществляться без разрешительной документации.
ОП носит информационно-разъяснительный характер. Это аргументированный ответ сертификационного органа со ссылками на действующие нормативно-правовые акты.
Документ возможно получить исключительно на те товары, которые не входят в списки Постановления Правительства № 982 и не попадают под действие техрегламентов ЕАЭС. Это значительный перечень изделий, материалов и иных объектов, которые возможно производить и продавать в России без обязательной декларации или сертификата.
Продолжительность действия ОП не ограничивается какими-то конкретными сроками. Но если в законодательную базу будут внесены изменения (дополнены перечни товаров, подлежащих обязательному декларированию или сертификации), то документ автоматически утратит силу.
Для каких целей оформляют отказные письма?
ОП служит документальным подтверждением того, что сертифицировать продукцию не нужно. Имея его на руках, предприниматель избавляется от необходимости доказывать свою правоту сотрудникам контролирующих органов или партнерам по бизнесу.
Документацию этого типа оформляют для:
- торговли – предоставляется контрагенту при заключении сделки, в отдельных ситуациях является обязательным для участия в тендерах и муниципальных торгах;
- таможни – наличие ОП позволит беспрепятственно транспортировать грузы через таможенную границу государства и избежать вопросов со стороны работников ФТС.
Также документацию предъявляют надзорным органам при проведении проверок, особенно если возникают спорные ситуации о наличии разрешительной документации на товар.
Порядок получения ОП
Отказное письмо на продукцию помогают оформить специализированные организации. Для этого предприниматель составляет заявление, далее вместе с информацией о товаре и сопроводительной документацией направляет экспертам.
ОП выдается сертификационным органом, имеющим необходимый уровень аккредитации. На его оформление потребуется от 1 дня. В этом случае исследования образцов изделий не проводятся – решение о выдаче документа принимается на основании анализа предоставленной заявителем документации и норм действующего законодательства.
Виды отказных писем
Основные виды ОП – для таможни и для торговли. Документация не отличается по содержанию, включает в себя информацию об изделиях, заявителе, сертификационном органе и ссылки на основные регулирующие нормативные акты. Составляется в произвольном порядке на бланке уполномоченного органа.
На практике ОП можно получить на товары не только по техническим регламентам или ПП РФ 982, но и по нормам санитарно-гигиенической или пожарной безопасности. В связи с этим можно выделить также такие типы отказных писем, как:
- ОП от МЧС – выдается на изделия, материалы, что не подлежат обязательной пожарной сертификации на основании ФЗ № 123;
- от Роспотребнадзора – можно получить на продукцию, которая не вошла во второй список решения КТС № 299 от 28.05.2010 (подтверждает отсутствие необходимости оформлять СГР).
На какие товары можно получить ОП?
Указанный документ оформляют в отношении:
- ювелирных украшений;
- металлопроката;
- пиломатериалов;
- бижутерии;
- фурнитуры;
- спортивного инвентаря;
- декора интерьера;
- ручных инструментов и иного.
Какие документы потребуются для оформления?
Чтобы получить ОП, заинтересованное лицо предоставляет:
- заполненную заявку на проведение сертификационных мероприятий;
- полную информацию об изделиях – указывают название, вид, сферу использования, коды ТН ВЭД и ОКПД 2, состав, перечень свойств и характеристик;
- техдокументацию, по которой осуществляется производство – это может быть ГОСТ, СТО или ТУ;
- если речь идет об импорте, предоставляют копию внешнеторгового контракта с имеющимися в наличии приложениями – инвойсами, накладными, спецификациями, сертификатами, подтверждающими качество, от иностранного производителя.
Также к заявке прилагают пакет заверенных копий регистрационных и уставных документов фирмы или ИП.