Маркировка биологически активных добавок

Маркировка биологически активных добавок – это нанесение на упаковку или этикетку информации об их происхождении, составе, свойствах. Получите помощь в ее оформлении у экспертов.

Маркировка биологически активных добавок – это нанесение на потребительскую или транспортную упаковку информации в соответствии с требованиями законодательства. Эти сведения должны быть достоверными, корректными и достаточными, чтобы потребитель мог принять решение о целесообразности приобретения того или иного изделия, а контролирующие органы могли проверить его происхождение и безопасность. Выпуск в обращение продукции, этикетка которой не соответствует установленным правилам, не допускается.

Какая информация указывается на упаковке?

В терминах технического регулирования биодобавки относятся не к лекарственным средствам, а к продуктам питания, поэтому их маркирование проводится в соответствии с требованиями регламента 022/2011. Согласно его положениям, на потребительской таре должна присутствовать следующая информация:

  • название продукта;
  • его полный состав;
  • количество товара;
  • дата выпуска;
  • период и условия хранения БАД;
  • данные о производителе и о лице на территории ЕАЭС, уполномоченном принимать претензии к качеству (название юрлица или ФИО ИП, адрес местонахождения);
  • пищевая ценность продукта (включает калорийность изделия, содержание в составе белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов);
  • информация о наличии/отсутствии в составе ГМО;
  • рекомендации по применению;
  • знак обращения «EAC».

ТР ТС 022/2011 оставляет предпринимателю право указать на упаковке не только обязательную информацию, но и дополнительные сведения, в том числе:

  • номер ТУ, СТО или ГОСТ, в соответствии с которым ведется производство, приемка готовой продукции;
  • товарный знак изготовителя;
  • придуманное название товара;
  • место производства БАД;
  • данные о лицензиаре;
  • знак качества систем добровольной сертификации (СДС) и т.д.

Маркировка выполняется на русском языке или на языке того государства ЕАЭС, куда планируется поставка продукции. Информация может быть нанесена сразу на двух языках, в этом случае содержание блоков текста должно быть полностью идентичным.

Правила оформления потребительской упаковки

Маркировка БАД – это зона ответственности их производителей (если товар имеет российское происхождение) или дистрибьюторов, продавцов (если он ввозится из-за рубежа). При ее нанесении предприниматели обязаны придерживаться общих правил, которые установлены законодательством ЕАЭС, а именно:

  • информация должна быть читаемой без использования вспомогательных средств и понятной для потребителя;
  • сведения наносятся в доступном для обзора месте, используется контрастный шрифт по отношению к цвету этикетки (упаковки);
  • все нанесенные на этикетку данные должны быть однозначными, представленными в форме текста или изображений;
  • размер шрифта, которым напечатано наименование БАД, дата производства и срок годности, должен составлять не менее 2 мм;
  • надписи должны сохраняться в течение всего срока годности продукта;
  • данные должны быть достоверными, т.е. подтвержденными результатами исследований и измерений.

Дополнительно необходимо учитывать следующие правила, которые установлены ТР ТС 022/2011:

  1. Перед указанием компонентного состава продукта должна размещаться пометка «Состав».
  2. Ингредиенты размещаются в последовательности по убыванию их массовой доли в составе изделия.
  3. Если в составе используется элемент, который включает в себя 2 или более компонента, то в скобках дается их перечень (в порядке убывания массовой доли).
  4. Наименование биодобавки должно достоверно ее характеризовать и позволять отличить товар от других изделий.
  5. Недопустимо использование в названии тех компонентов, которые не входят в состав продукта.
  6. Сведения об особых свойствах БАД должны быть включены в наименование или расположены в непосредственной близости от него.
  7. На этикетке обязательно должны быть указаны все компоненты биодобавки, которые могут вызвать аллергические реакции или негативные последствия для здоровья при наличии тех или иных заболеваний.
  8. Сведения об отличительных свойствах БАД, которые присутствуют на упаковке, обязательно должны быть подтверждены доказательствами.

Несоблюдение правил маркирования биодобавок, которые установлены законодательством ЕАЭС, является административным нарушением. За него предусмотрена ответственность по ст. 15.12 КоАП РФ. Это денежный штраф для изготовителя (поставщика) и изъятие партии товара.

Новые правила маркирования биодобавок

С апреля 2021 года в России запущен проект по маркировке БАД контроль-идентификационными знаками. Они помогают отследить, в какую аптеку поступил товар и когда состоялась его продажа. Ожидается, что эксперимент продлится до августа 2022 года, поможет исключить появление на рынке контрафакта, фальсификата, небезопасных для покупателей изделий. Он распространяется только на ту продукцию, в отношении которой была проведена процедура обязательной государственной регистрации и оформлено специальное свидетельство – СГР.

Производители и поставщики БАД вправе принять участие в новом проекте на добровольной основе. На время реализации инициативы этим бизнесменам бесплатно предоставят оборудование для нанесения контроль-идентификационных знаков. По итогам эксперимента Роспотребнадзором и другими уполномоченными ведомствами будет приниматься решение о внедрении новой практики на постоянной основе.

В уникальных штриховых кодах, которые будут наноситься на продукцию, будет зашифрована информация о ее происхождении, составе, пути движения от производства до потребителя. Чтобы получить доступ к зашифрованным сведениям, покупателю будет достаточно навести на код специальный сканер или воспользоваться приложением системы «Честный Знак».

Остались вопросы? Узнать подробнее о маркировке биологических добавок и получить помощь в разработке этикетки можно у экспертов портала https://znak.store/.