Топливные карты получили широкое распространение среди частных автомобилистов и компаний. Они упрощают расчет, позволяют контролировать расходы. Главная причина их популярности кроется в экономичности. По некоторым данным сэкономить на бензине или дизеле с их помощью можно до 30%. Так ли это на самом деле?
Манипулирование скидками на рынке топливных карт.
Эксперты утверждают, что на рынке топлива нет халявы! Максимальная скидка, предлагаемая честной АЗС, составляет не более 5%. Если процент экономии выше, значит существует подвох.
Чаще всего АЗС завышают стоимость топлива в итоговом счете фактуре. Используется мнимая цена за наличный расчет, на которую начисляется пресловутая скидка. Она оказывается значительно выше реальной. Наиболее широкое применение такая схема получила в отдаленных регионах среди небольших предприятий, где возникают сложности с проверкой.
Некоторые компании действительно дают большие скидки. Они подсматривают нижние границы цен и устанавливают собственные – меньше на несколько копеек. Это позволяет привлечь клиентов, превратить их в постоянных. Усыпив бдительность покупателей, они быстро возвращают исходную стоимость, которая оказывается выше, чем у конкурентов. Некоторые фирмы поднимают цены практически сразу, другие через пару месяцев. Страдают от таких махинаций не только местные, но и зарубежные клиенты.
Осторожность необходимо сохранять новым клиентам АЗС. Для начала использования топливной карты в большинстве случаев им приходится соглашаться на условия предоплаты. Более того должен сохраняться неснижаемый остаток. Это деньги, которые замораживаются на несколько дней на счету клиента. То есть, изначально за топливную карту нужно платить больше как минимум на 0,6%.
География действия не всегда в полной мере способна удовлетворить требования пользователя. Есть АЗС, которые дают скидку, распространяющуюся только на некоторые заправки, находящиеся в максимальной близости к крупным населенным пунктам. В остальных регионах эта скидка может быть вдвое меньше, отсутствовать вовсе, а цены бессовестно завышаются.
Некоторые фирмы предлагают участие в программах лояльности. Клиенту нужно регулярно покупать топливо на сетевых заправках, чтобы заработать бонусные баллы. Здесь выгода мизерна. Обычный водитель может накопить на полный бак бензина за год постоянного сотрудничества.
Качество топлива становится отличным поводом для манипулированием скидок. В России разрешается производство горючего по техническим условиям. Это позволяет снизить расходы, используя индивидуальную рецептуру. Но для расчета скидки используются цены качественного бензина или дизеля. По сути, снижение стоимости на 15-30% позволяет продавать топливо по реальной его цене. Рядовые клиенты АЗС вряд ли будут разбираться, каким именно горючим заправляется авто. Раскрыть махинаторов не составит труда. В названии к материалам, выпущенным по техусловиям, добавляются приставки.
Почему не стоит доверять гарантированному качеству
Некоторые фирмы, зачастую процессинговые, вводят клиентов в заблуждение. Не имея собственного топлива, располагая исключительно компьютерными программами и доступом к терминалам с личными картами, они обещают безупречное качество товара. Любимый маркетинговый ход – регулярный контроль. Якобы их представители есть на каждой заправке и в их компетенцию входит получение проб горючего для проверки.
Реализовать подобное невозможно, особенно если терминалы установлены на сотнях заправок на территории в десятки тысяч километров. Компании придется нести огромные траты на покупку тестового оборудования, оплату труда контролеров.
Как не стать участником игр со скидками
Чтобы не пострадать от махинаций со скидками на топливные карты, необходимо тщательно проанализировать ситуацию. Нельзя руководствоваться при выборе компании исключительно рекламными слоганами. Нужно обращать внимание на цены, отображающиеся в счете-фактуре. Для получения максимально достоверной информации важно иметь возможность видеть стоимость перед отправкой автомобиля в рейс. Некоторые компании публикуют данные на сайтах.
Необходимо помнить, что из-за высокой конкуренции на рынке клиентов будут переманивать, предлагая исключительные условия сотрудничества. Но не известно, какая ситуация сложится через один или несколько месяцев, полгода или год.
Для сравнения предоставляемых условий целесообразно использовать две топливные карты. Если в парке перевозчика числится большое количество техники, можно на половину выделить один тип карт, на оставшуюся – второй. Сравнив средние показатели расходов обеих групп, реально подобрать лучшие возможности. Кроме того, полученные цифры необходимо сопоставить с более ранними расходами.
Почему на «Газпром нефть» идёт наценка и нет скидок совсем
Сети АЗС крупных нефтяных компании, в том числе «Газпром нефть» делают стоимость топлива для корпоративных клиентов, рассчитывающихся топливными картами, крайне невыгодной. Из-за повышения цен горючего на рынке они не имеют возможности сохранять скидки. Последние снижаются либо отменяются полностью. Чтобы компенсировать потери, вызванные резким ростом стоимости закупок, компания вводит так называемые «сервисные сборы». Последние удорожают дизельное топливо в среднем на 5%, бензин – на 1%.
«Газпром нефть» стала первой компанией, заявившей о введении дополнительной платы за использование топливных карт. Клиенты узнали о них, получив соответствующие уведомления. Сотрудники компании отмечают, что изменение условий реализации карточек готовились давно. Это вызвано потребностью в существенных расходах на развитие сервисных предложений. Иными словами, сервисные сборы пойдут на расчеты по процессинговым услугам.
Эксперты уверены, что введение дополнительной платы – не что иное, как эффективный способ обхода «замороженных» розничных цен. Чтобы не торговать с минимальной доходностью, не нести убытки, независимые АЗС придумывают сборы за обслуживание клиентов топливных карт.
Возврат НДС это тоже скидка?
Некоторые нефтяные компании и АЗС при продаже топливных карт оперируют возможностью возврата НДС, представляя ее как скидку. Но по сути это очередной маркетинговый ход. Возврат не является скидкой. Это возмещение излишне уплаченных налогов из бюджета.
Компания, покупая топливо, вынуждена оплачивать особое фискальное обременение. Оно представляет собой наценку на фактическую цену горючего. В качестве налогоплательщиков указанного сбора становятся и юридические лица, и индивидуальные предприниматели, использующие в своей деятельности общую систему налогообложения, специальные режимы ЕНВД, УСН, ЕСХН, ПНС.
В процессе реализации товара обременение включается в общую стоимость. Его возмещение возможно в полной сумме при условии правильного оформления документов и подачи соответствующего заявления. Наличие топливной карты упрощает эту процедуру благодаря простоте сбора «доказательной» базы. Поставщик ежемесячно предоставляет компании счет-фактуру, акт на приемку и передачу горючего, накладную, сводку операций по картам.
Оптимизация расходов или маркетинг
Стандартная топливная карта представляет собой чипированное платежное средство. В ней содержится информация по лимитам, объему и виду приобретаемого топлива, сопутствующим услугам – мойка, монтаж и т.д. Многие компании утверждают, что заменив ею наличные средства, можно буквально в первый месяц сократить расходы до 10%. Зависит это от общего объема потребления и других факторов.
Действительно руководитель компании с большим автопарком после внедрения топливной карты может контролировать своих сотрудников, проверяя информацию через личный кабинет. Последние подсознательно, осознавая наличие доступа к полной информации по покупке и использованию горючего, становятся более дисциплинированными и ответственными. Факт наличия контроля останавливает большинство водителей перед сливом дизеля или бензина, применением авто в личных целях в нерабочее время. Упрощается работа менеджеров и бухгалтерии. Оптимизируются траты за счет установки суточных или месячных лимитов, ограничений по перечню приобретаемых товаров и услуг.
Если несколько лет назад существовал риск потери данных по карте, то современные технологии исключают его. В микрочипе зашифрован персональный идентификатор, записан индивидуальный уникальный серийный номер. Здесь могут отображаться наименование компании, номер транспортного средства, ФИО непосредственного владельца. Высокие стандарты исключают риск подделки, не дают возможности использовать «пластик» сторонними людьми или на условиях, отличающихся от ранее принятых. Выпускаются топливные карты либо крупными производителями, либо процессинговыми фирмами. Рациональное зерно в их использовании есть. Существует и экономия. Но утверждать, что на управлении картами можно снизить расходы на 10% нельзя. Здесь все зависит от добросовестности работников, налаженности логистики.
Но на покупку, обслуживание, продление карт приходиться тратить дополнительные средства. Маршруты нужно планировать с учетом расположения заправочных станций. Ни одна карта не охватывает полностью все представительства сети. Не существует и стопроцентной гарантии на высокое качество горючего. На практике обещания экономии не оправдываются в полном объеме. Иногда расходы не только не уменьшаются, но и напротив увеличиваются.