Этого определения в российском законодательстве не существует. По умолчанию, торговой маркой именуется юридически не защищённый элемент, которым организация подчёркивает индивидуальность (свою, как юридического лица, и выпускаемой продукции). Это обычный маркетинговый термин. Поэтому компания «А» не может запретить компании «Б» именовать свою продукцию «водка», «хлеб» и т.п.
А вот если официально зарегистрирован товарный знак (ТЗ), то организация получает эксклюзивные права на его использование, подробнее можно прочесть перейдя по ссылке https://sert-plus.ru/dopuski_sro/registratsiya_torgovoy_marki_tovarnogo_znaka. Именно о регистрации последнего и пойдёт речь в настоящей статье.
Зачем регистрировать торговую марку
Это позволяет получить юридическую защиту от различных случаев недобросовестной конкуренции и даёт право преследовать третью сторону в законодательном порядке при ее незаконном использовании.
Что нужно для регистрации торговой марки
Для того чтобы зарегистрировать товарный знак, требуется подготовить и сдать в уполномоченный орган (в России им является Роспатент) пакет документов, включающий:
- заявку на проведение регистрации;
- обозначение (название) регистрируемого ТЗ;
- его описание, выполненное в произвольной форме;
- перечень продукции (услуг, товаров), для которых планируется его использование.
Важно! Его требуется составить в строгом соответствии с положениями Международной классификации, разработанной именно для регистрации знаков.
- Подтвердить согласие на то, что персональные данные будут обрабатываться.
Подать документы в Роспатент можно несколькими способами:
- Лично посетив головной офис организации.
В этом случае вас уведомят о том, что ТЗ зарегистрирован, обычным письмом.
- Через один из сайтов государственных услуг: «Госуслуги», ФИПС (в электронном виде).
Поданную заявку требуется заверить, используя квалифицированную электронную подпись.
- По почте.
Процедура регистрации торговой марки
Алгоритм действий достаточно прост.
- Роспатент выполняет проверку оплаты госпошлины проводит формальную экспертизу поданной заявки (наличие всех необходимых документов, оформление их в соответствии с положениями действующего законодательства). На это отводится 30 календарных дней. Основание ст. 1498 ГК РФ часть 4.
- Осуществляется углубленная экспертиза (по существу). Ваш товарный знак проверяют на сходство (плагиат) с существующими версиями, на его соответствие требованиям законодательства (патентный поиск). Срок, до 180 календарных дней. Основание, ст. 1499 вышеназванного документа.
- В случае успешного завершения второго этапа потребуется оплатить госпошлину за выполнение регистрации и получение свидетельства на товарный знак.
- После внесения всех платежей, предусмотренных действующим законодательством, Роспатент выполняет регистрацию ТЗ (30 дней), размещает информацию об этом в своём бюллетене (официальный документ), выдаёт свидетельство заявителю (30 дней).
Общий срок выполнения данной процедуры может занять до 18 месяцев. При выявлении возможных ошибок, нарушений, он увеличивается. Основание – приказ 483, изданный Минэкономразвития РФ 20.07.15 (с изменениями на 07.06.17).
Бухгалтерский учет торговой марки
Товарный знак относится в бухучёте к нематериальным активам (НМА). Поэтому учитывается по единой для этой группы схеме.
Однако его специфика требует учитывать ряд нюансов. НМА отражаются на счёте 04. Учитывается жизненный цикл ТЗ:
- принятие к учёту (для купленного, либо разработанного самостоятельно).
В первом случае проводки пойдут через счёт 08.08 и субсчёт 08 (выполнение разработок): доходы, расходы, сумма.
Во втором, в 2021 году можно получить налоговую льготу.
- Амортизация ТЗ в бухучёте;
- переоценка ТЗ;
- списание товарного знака.
Подробную консультацию по регистрации товарного знака вы можете получить в компании «Сертификация Плюс» по номеру 8-800-700-66-17.