На сегодня железнодорожным транспортом осуществляется значительная часть грузоперевозок, как в России, так и между странами СНГ, объединенными общей железнодорожной колеей 1520 мм. Их доля оценивается в 43% от всего грузооборота. Существует также возможность отправки груза ЖД транспортом за рубеж со сменой на межгосударственном стыке колесных пар под колею 1435 мм или мультимодальных перевозок, когда груз доставляется клиенту несколькими видами транспорта.
Доставлять большие объемы грузов на дальние расстояния экономически выгоднее по железной дороге. Так, доставка контейнера по железной дороге из Санкт-Петербурга до Владивостока обойдется заказчику в 4 раза дешевле, чем автомобильным транспортом. Важным преимуществом ЖД транспорта, помимо его финансовой конкурентоспособности, является возможность перевозки практически любых грузов: штучных, крупногабаритных, наливных, навалочных. Для этого заказчику предлагается широкий спектр вагонного парка:
- универсального (полувагоны, платформы), предназначенного для перевозки широкой номенклатуры грузов;
- специализированного (цистерны, контейнеровозы, хопперы, минераловозы, рефрижераторные секции), предназначенные для отправки определенной категории грузов.
Для получения полной информации о возможностях грузоперевозок по железной дороге разрабатываются базы данных, виртуальные справочники – инструменты экспедиторов, операторов, маркетологов, импортеров и экспортеров грузов на ЖД транспорте.
Статистика ЖД грузоперевозок
Большое внимание ресурсы отводят статистике ЖД отгрузок - в ней собраны фактические объемы перевозки грузов (транзитные, внутренние, экспортные, импортные). На основе данных нетрудно делать выборки по перевозимым грузовым группам (уголь каменный, кокс, металлы, нефтеналивные, газовые, лесные, строительные), анализировать динамику и сезонность перевозок. Исходя из деталей, можно находить крупнейших отправителей и получателей, определять станции погрузки и выгрузки, узнавать историю поставок любой ЖД станции и предприятий, которые она обслуживает.
Информационно-аналитические системы представляют максимально полную статистику железнодорожных перевозок, активных участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), каталог грузовладельцев в каждом регионе, их точные данные. База о заявках на погрузку/выгрузку вагонов, данные подвижного состава, график движения грузовых вагонов обновляется в еженедельном режиме.
Используя базы данных (БД), которые регулярно обновляются, компаниям по логистике и грузообороту легко найти экспортеров и импортеров, составить сложные логистические схемы перевозки грузов по ЖД, сделать их рациональными, менее финансово затратными, более надежными, выгодными для отправителя и получателя одновременно, соблюсти договорные сроки. Так собираются сложносоставные поезда с несколькими перегрузками по пути.