Газобетон и щебенка в строительстве у нас и за рубежом

Почему-то 99% всех отечественных застройщиков полагают, что газобетон подразделяется всего на два основных вида – промышленный и кустарный. Промышленный газобетон, по их мнению – это автоклавный, а кустарный – это не автоклавный. То есть промышленный вариант – одинаково высокого качества, а не промышленный – кто как сделает.

Почему-то 99% всех отечественных застройщиков полагают, что газобетон подразделяется всего на два основных вида – промышленный и кустарный. Промышленный газобетон, по их мнению – это автоклавный, а кустарный – это не автоклавный. То есть промышленный вариант – одинаково высокого качества, а не промышленный – кто как сделает. Но это лишь верхушка айсберга, потому что даже газобетон промышленного изготовления подразделяется на столько видов, сколько имеется меридианов и широт на глобусе, помноженных на количество градусов.

Дело в том, что в мире имеется громадное число стран, нуждающихся в дешевых стройматериалах, и в каждой к их качеству подходят со своей собственной меркой. Например, в США и Канаде газобетон отвергли как строительный материал, по крайней мере - в деле создания жилищ. В цивилизованной Европе, где он, собственно, и был изобретен, из него вообще ничего не строят, но развивают эту технологию для отсталых стран. Отсталых стран, как я написал выше, очень много, и с них можно срубить много денежек. Кто сказал, что империализма сегодня не существует? Он стал еще более активным, только перешел из военной сферы в промышленную, а оттуда – в строительную.

Например, в странах Ближнего Востока нет доступных из местных источников материалов для массового строительства жилья. Все деревья там повырубали еще во времена Моисея, камень тесать там люди давно разучились, для производства кирпича нет глины (кругом только песок), а сегодня в этом регионе ведется столько войн, что жилье требуется возводить постоянно и очень много. Вот для них как раз газобетон и является единственным приемлемым материалом.

Однако газобетон в том качестве, которое нужно для строительства, на Ближнем Востоке тоже производить дорого. Самое интересное, что во всех ближневосточных и североафриканских странах, разместившихся в пустынях, при производстве газобетона экономят как раз на песке. Парадокс с первого взгляда, но это не так. Простой песок в газобетон не засунешь, там нужен песок измельченный, то есть его нужно молоть, затрачивая довольно большие энергетические ресурсы. А это предполагает повышение себестоимости продукта, причем настолько, что при существующей в арабских странах низкой платежеспособности он становится нерентабельным. Именно поэтому в газобетон замешивается не песок, а всякие сопутствующие бесплатные отходы деятельности человека, такие, например, как зола.

Золу можно взять отовсюду, где производится сжигание продуктов, которые можно сжечь. В пустынных странах это в основном нефть, потому что другого топлива там просто не существует, кроме малочисленного саксаула. А от сжигания нефти остается очень много золы, то есть отходов, которые не сгорают. Раньше их просто выбрасывали, но сегодня их замешивают в газобетон вместо песка.

Если кто-то думает, что нефтяная зола – прекрасный наполнитель, то советую отдохнуть от этой мысли. Это очень токсичные окислы, которые со временем разъедают все, с чем соприкасаются, даже сталь. Но арабам больше нечего замешать в газобетон, поэтому они и используют это гуано, рекламируя свой строительный продукт как «цементно-зольного состава». Ну а что? Дешево и сердито. Построить жилье можно, даже имеется возможность в нем пожить на широкую ногу. Ведь строят же у нас дома из креазотных железнодорожных шпал и радуются, что стены получились такие дешевые.

Вот тут мы и подходим к выбору «автоклавного» и «неавтоклавного» газобетона. На Ближнем Востоке есть страны как бедные, так и богатые – те же Эмираты, Кувейт или Саудия. Так как они там у себя заводы строить не умеют, они заказывают их у европейцев, хотя бы у того же «Ютонга», впрочем, наши инженеры тоже им там строят с тем же качеством, но подешевле, например, калужское объединение «ОПК». Бедные страны заказывают линии производства неавтоклавного газобетона рублей за 200 тысяч, а Эмираты покупают подороже – заводы автоклавного газобетона миллионов так за 50 (рублей). Ну, они же там небоскребы строят, поэтому газобетон нужен гораздо лучшего качества.

Ясно, что автоклавный газобетон качественней, чем неавтоклавный, но только относительно, потому что ни одному арабу не придет в голову тратиться еще и на измельчитель песка, когда и нефтяной золы некуда девать. А ГОСТы и прочие нормы там у них свободные, то есть существуют только на бумаге, поэтому какой именно им там производить газобетон – с песком или с золой – это личное суверенное дело независимых государств. Вот они и гонят это цементно-нефтяной газобетон для нужд собственного строительства.

К слову сказать, газобетон с замешанной в него нефтяной золой, несмотря на все свои недостатки, в сухом ближневосточном климате разрушается не так быстро, как бы он разрушался у нас где-то в Тюмени или Салехарде. Именно поэтому эта проблема арабов волнует гораздо меньше, чем наших нефтяников. К тому же у них там не принято винить в разрушении дома производителя или строителя, потому что чаще всего там дома разваливаются от попаданий снарядов или ракет, а не от плохого качества. Ну, исключение могут составлять Эмираты, но там из газобетона, кроме немногочисленных небоскребов, строят только бараки для многочисленных гастарбайтеров, так что в порче недвижимого имущества всегда можно обвинить именно их.

В общем, такое резюме – в каждом регионе планеты, и даже в каждой стране, имеются свои собственные технологии производства газобетонных строительных материалов. В итоге при их сравнении оказывается, что общей у них оказывается только наличие цемента, хотя в разных странах и цементом могут называть совершенно разные вещества. Но в основном различие проявляется в эксплуатационных качествах материала, потому что, например, немецкие и арабские технологии генерируют совершенно разные результаты, и из арабского газобетона невозможно построить дом в России, а из китайского – в Сирии.

А вот, например, на индонезийском газобетонном заводе в городе Мадиун используют не золу, и не песок, а известняковую муку. Кошмар! Правда, такой экзотический газобетон в Индонезии используется только для теплозащиты и звукоизоляции железобетонных стен, но тем не менее.

Цебенка в строительстве

Щебень - это наиболее распространенный материал для строительства. Его можно получить в результате дробления на мелкие кусочные составляющие горных пород или твердых отходов производства. Он имеет высокую прочность, морозоустойчивость и водонепроницаемость, а также достаточно длительный срок эксплуатации. В зависимости от того, какую функцию выполняют строительные работы, подбирают наиболее подходящий щебень.

Например, для изготовления бетона нужен щебень с высоким показателем морозостойкости и водопоглощения, а для устройства фундамента больше подойдет материал с высокой прочностью. Кроме того, щебень добавляется в бетон для придания ему большей твердости. В зависимости от качества щебня, его используют в дорожном строительстве. Также его применяют и в других сферах: производстве железобетонных изделий и асфальта, при укладке фундаментов, в устройстве дренажных систем.

Виды щебня:

  1. Гранитный
    Гранит – один из самых известных и по-настоящему прочных и плотных камней. В зависимости от месторождения гранит может быть разных цветов. Самый распространенный цвет гранита – красный. Цветовая палитра камня зависит от содержания в нем железа и примесей других веществ. Природный камень гранитный щебень имеет высокую прочность и морозостойкость. Также он легко поддается полировке. В основном, этот вид используют для изготовления бетона, конструкций из него, облицовочных работ, строительства автомобильных дорог, и, конечно же, трамвайных путей.
  2. Гравийный
    Гравийный щебень – самый дешевый вид, так как в его составе очень много кварца. Его получают, если дробить до мелкого состояния горные породы с низким содержанием кварца (кварцевый песок). Он отличается от гранитного щебня формой зерен и отсутствием в нем глинистых примесей. Гравийный щебень применяют для отсыпки дорог в промышленном, гражданском и частном строительстве. Его используют в качестве подушки под дорожное полотно, для создания дренажной системы, при устройстве балластного слоя ЖД-путей, насыпи для железной дороги.
  3. Тонкодисперсный
    Тонкодисперсный (тонкий) щебень – это вид щебня, имеющий фракцию менее 5 мм. Тонкодисперсные фракции щебня можно обрести путем дробления и дальнейшей обработки тонкодисперсных шлаковых и металлургических шлаков, а также отходов углеобогащения и угледобычи. В качестве исходного сырья для производства тонкодисперсного щебня используют: шлак металлургического производства (кокс, шлак, зола), отходы угледобывающей промышленности (шлам), агломерат, каменный уголь (антрацит).
  4. Галечный
    Галечный щебень – один из самых популяризированных видов щебня в сфере строительства. Представляет собой измельченную горную породу, которая добывается в карьерах и имеет вид мелких камней. Галечный щебень получают его, конечно, в результате дробления до мелких частичек горных пород. Он используется в дорожном строительстве, а также не редко и при производстве бетона, для устройства фундаментов, в качестве наполнителя для бетонов и многих видов строительных растворов.
  5. Известняковый
    Известняковый щебень – это щебень, который получается, если измельчать известняк, является одним из самых прочных и качественных заполнителей бетонов. Его применяют в производстве высококачественного бетона, который используется при возведении различных монолитных конструкций и конструировании железобетонных изделий. Такой вид щебенки также постоянно задействуется в дорожном строительстве, так как он отлично подходит для формирования дорожного полотна.

Как можно заметить, щебенка весьма разнообразна. Поэтому стоит помнить, что для каждой области строительства найдет свой вид, который идеально подойдет.