26 марта президент Байден похвастался в Твиттере, что "в результате наших беспрецедентных санкций рубль почти сразу же превратился в труху".
Это был преждевременный твит. Курс российского рубля действительно обвалился в феврале после введения санкций, но к тому времени, когда Байден ликовал, он уже восстановил свои позиции. Сейчас он стоит около 83 рублей за доллар, что ниже, чем 90 рублей до войны, и значительно ниже курса времен начала войны - 160 рублей.
О чем говорит 50% рост рубля с момента его падения? Означает ли это, что российская экономика держится лучше, чем ожидалось, и что санкции не сработали? Давайте разберемся на основе метериалов финансовых аналитиков из новостного сайта Aussiedlerbote.
Это была бы плохая новость, потому что это означало бы, что у России есть достаточно средств для продолжения своего вторжения в Украину.
"Укрепление рубля усиливает аргументы тех, кто считает, что нам нужно предпринять более активные шаги в энергетической сфере", затрудняя продажу нефти и газа России, сказала Politico Рейчел Зимба, адъюнкт-старший научный сотрудник Центра за новую американскую безопасность.
"Это определенно усиливает политическое давление".
Реальность такова, что финансовое положение России в краткосрочной перспективе сильнее, чем многие ожидали, но в долгосрочной перспективе все еще слабое. Некоторые из действий, предпринятых Россией для поддержания рубля, возвращают ее финансовую систему к тому состоянию, в котором она была при СССР, распавшемся в 1991 году.
Последние несколько десятилетий рубль свободно и легко торговался по всему миру, его стоимость определялась спросом и предложением. Эта конвертируемость давала западным инвесторам уверенность в том, что они могут инвестировать в Россию и вести бизнес с российскими компаниями. Но эта эпоха закончилась, по крайней мере, на данный момент. Чтобы поддерживать стоимость рубля, российское правительство, по крайней мере временно, закрыло свободный рынок иностранной валюты.
"Рубль больше не подлежит конвертации", - сказал Сергей Алексашенко, который в 1990-е годы был заместителем министра финансов, а затем первым заместителем председателя Центрального банка России. "Это как 1993 или 1994 год".
Одной из причин, по которой валютные эксперты в начале военных действий были настроены по отношению к рублю негативно, что российские валютные резервы, хранящиеся за пределами страны, были заморожены.
Обычно Россия тратила эти резервы на покупку рублей, когда рубль был слаб. Когда эти резервы стали недоступны, оказалось, что ее центральный банк стал беззубым.
Но Россия не нуждается в срочном доступе к своим валютным резервам, потому что, по крайней мере, сейчас у нее нет недостатка в долларах, евро и других иностранных валютах. Она продолжает экспортировать нефть и газ в больших объемах, и связанный с войной скачок цен только увеличил ее доходы. 1 апреля экономисты агентства Bloomberg предсказали, что в 2022 году доходы России от экспорта энергоносителей вырастут более чем на треть.
И хотя в Россию поступает больше твердой валюты, из нее уходит меньше. Западные страны наказывают Россию за ее вторжение в Украину, прекращая продажи многих продуктов, как потребительских, так и промышленных товаров. А российские власти ограничивают импорт, на который тратится иностранная валюта.
В итоге, по данным Института международных финансов, текущий счет России - самый широкий показатель торговли товарами и услугами плюс инвестиционный доход - в этом году будет иметь рекордное положительное сальдо.