Сергей Мацоцкий, основатель холдинга «ГС-Инвест», — известный поклонник технологий с открытым исходным кодом. Несколько компаний внутри его холдинга разрабатывают продукты на основе Open Source. Такая бизнес-модель обеспечивает компаниям быстрый и качественный рост.
Сергей Мацоцкий, краткая биография:
- Мацоцкий Сергей Савельевич родился 25 февраля 1965 года.
- Окончил Московский институт нефтехимической и газовой промышленности («Прикладная математика»).
- Работал в Миннефтегазпроме СССР, одной из епрвых ИТ-компаний СП Интермикро.
- В 1992 году вместе с партнером основал компанию IBS. В 2020 году вышел из бизнеса.
- В 2020 году основал ИТ-холдинг «ГС-Инвест».
Бизнес распробовал Open Source
За последние несколько лет ИТ-рынок существенно изменился. Разработкой цифровых продуктов и сервисов стали заниматься не только ИТ-компании, но и предприятия из других отраслей. В первую очередь банки и другие финансовые организации, ритейлеры, логистические операторы. Они создают внутри полноценные ИТ-подразделения, разрабатывают, внедряют и поддерживают свои продукты самостоятельно.
Однако разработка — это непрофильная деятельность для традиционных компаний. А создавать каждую технологию с нуля — долго и слишком затратно. Поэтому именно крупнейшие заказчики и разработчики ИТ-продуктов стали основными пользователями решений с открытым кодом. Разнообразие и уровень опенсорс-проектов позволили бизнесу использовать эти наработки для развития собственных ИТ-продуктов.
Использование Open Source выводит ИТ на новый уровень. «Благодаря решениям с открытым кодом удается создать такую архитектуру или реализовать такие идеи, которые невозможны в рамках классического подхода к разработке», — отмечает Сергей Мацоцкий.
Влияние оказалось взаимным: участие крупного бизнеса дало импульс для монетизации Open Source, а открытые технологии позволили компаниям нарастить скорость и уровень цифровизации процессов.
Бизнес-модель
Сегодня Open Source — один из главных трендов, влияющих на развитие мирового ИТ рынка, считает Сергей Мацоцкий. Открытый код меняет рынок на уровне бизнес-моделей.
Компании, работающими с открытым ПО, могут использовать несколько моделей монетизации:
- Open Core (открытое ядро) — предполагает развитие основной опенсорс-технологии под открытой лицензией плюс наличие платных версий, доработанных под определенные цели бизнеса.
- Professional Services (профессиональная поддержка) — подразумевают внедрение и поддержку открытого программного обеспечения.
- Software as a Service (облачный сервис «ПО как услуга») — открытое решение размещается в облаке, администрированием и обновлением софта занимается провайдер.
Это не все возможные бизнес-модели, но наиболее популярные сегодня в мире. Их объединяет одна концепция — главное здесь не продукт, а его поддержка. Специализированные команды помогают заказчикам осваивать опенсорс-технологии, беря на себя сложные технические задачи. Во главу угла ставится сервис.
Перспективы открытых стартапов
Благодаря возможностям, которые дают открытые технологии компаниям по всему миру, опенсорсные проекты становятся большим бизнесом. Если раньше Open Source считался уделом разработчиков-энтузиастов, то теперь это способ вырастить многомиллиардный бизнес. За последние 3-4 года на рынке произошло несколько крупных сделок по покупке проектов и привлечению больших инвестиций. Появление единорогов среди стартапов, специализирующихся на открытом коде, уже не является чем-то необычным.
Рейтинг стартапов-единорогов в Open Source (капитализация по данным на 2022 год)
- Grafana Labs ($3 млрд)
- Odoo ($2,3 млрд)
- Redis ($2 млрд)
- Airbyte ($1,5 млрд)
- dbt Labs ($1,5 млрд)
- Kong ($1,4 млрд)
- Panter Labs ($1,4 млрд)
- Yugabyte ($1,3 млрд)
- Starburst Data ($1,2 млрд)
- Ray Anyscale ($1 млрд)
- MinIO ($1 млрд)
Это хороший сигнал для всех команд, работающих с открытым кодом: у них есть шансы построить большой бизнес.
Для того, чтобы успешно развивать стартап в сфере Open Source, главное — не стоять на месте, считает Мацоцкий. Важно постоянно развивать сервис, откликаться на запросы компаний и следить за движением рынка. Эксплуатировать прошлые достижения — не получится. «Как только вы расслабитесь, появится конкурент с лучшим сервисом, и он выиграет битву за рынок», — говорит предприниматель.