Что чаще всего может сломаться в выпускной системе современного автомобиля
Выхлопная или выпускная (что точнее) система, а иногда и совсем просто – глушитель (её часть), изменялась и совершенствовалась вместе с общим прогрессом автомобильной техники. Из примитивного вначале придатка к двигателю сегодня она превратилась в инновационное в техническом плане многофункциональное навесное оборудование, от состояния которого зависит эффективность, экономичность и надёжность работы мотора, а также его ресурс вместе с кузовом. Более того, этот эвакуационный комплекс обеспечивает не только комфорт внутри салона, но и сохраняет, наряду со здоровьем, жизнь водителя и пассажиров. Также исключительна её роль в обеспечении экологической безопасности автотехники.
Большая часть такой системы расположена под днищем авто, поэтому она не бросается в глаза. Однако, случись в ней даже незначительный дефект или неисправность, как тут же возникнет масса проблем с двигателем, комфортом в салоне, самочувствием и даже здоровьем людей, находящихся в машине.
Поэтому так важно знать о её существовании, иметь представление об устройстве, вовремя проводить техобслуживание, быстро устранять любые даже незначительные дефекты и сбои в функционале.
Для чего предназначена и как работает выпускная система
Сегодня автомобили оснащаются выхлопной системой, представляющей единый комплекс, части которой связаны не только механическим способом, но и функциональным. С её помощью производится:
- удаление из цилиндров мотора продуктов сгорания горючего и не участвовавших в горении топливных частиц;
- шумоподавление звуков, издаваемых работающим двигателем;
- сокращение токсичности выхлопных газов, покидающих автомобиль;
- исключение проникновения внутрь салона автопродуктов сгорания топлива, представляющих опасность для людей;
- гашение вибрационных явлений;
- повышение экологичности мотора.
Выпускная система современного авто обеспечивает естественный принцип функционирования. Она предусматривает отведение продуктов сгорания топлива из двигателя по трубам за задний срез автомашины. Одновременно благодаря герметичной компоновке за счёт фланцевых соединений с термоустойчивым уплотнением понижается шумность двигателя в работе.
Не столь токсичные выхлопные газы обязаны наличию в составе эвакуационного комплекса каталитического нейтрализатора, контролируемого специальным датчиком – лямбда-зондом. Дизельные двигатели с этой же целью часто снабжаются сажевым фильтром.
Сегодня часто дизельные и бензиновые моторы оснащаются турбонагнетателями для улучшения мощностных показателей двигателя. Его работа обычно контролируется датчиком, расположенным на выпускном коллекторе. Присутствие таких узлов усложняет конструкцию выпускной системы и процессы, протекающие в ней.
Как устроена выпускная система
Она представлена:
- выпускным коллектором, принимающим из двигателя газовую трансформацию горючего;
- гофром (сильфоном), снижающим вибрационную составляющую, защищающим кузов от резонансных явлений, и препятствующим быстрой потери ресурса контуром выпуска;
- катализатором (каталитическим нейтрализатором), понижающим вредность выхлопа благодаря окислительным процессам и организации дожигания несгоревшего горючего;
- резонатором, снижающим температурный градиент, а также скоростную динамику газового выхлопа;
- глушителем, сводящим к минимуму шумные звуки.
Изнутри катализатор облагорожен такими металлами, как родий, платина, иридий. Именно они, взаимодействуя с вредными веществами в составе продуктов сгорания топлива, доводят их до окисления. Они располагаются внутри корпуса в виде скрученной ленты или покрытия на многочисленных керамических ячейках. Благодаря этому, площадь контакта очень большая и взаимодействие протекает очень активно. Катализатор по цене намного дороже всех остальных материалов контура выхлопа.
С резонаторов начинается снижение шума путём подавления нестабильностей газового потока и завершается в глушителях, активных и реактивных (резонаторных). В первых: шум снижается шумопоглощающей начинкой, во вторых – камерами и перегородками, расположенными по некоторому алгоритму, заставляющими газо-поток многократно менять направление.
Контур выпуска турбированного мотора снабжён ещё одним узлом – турбиной. Это ещё больше усложняет систему и процессы, происходящие в ней. Важную функцию выполняет лямбда-зонд, сигналы от которого поступают в блок управления двигателем, и обеспечивают лучшую работу мотора. Некоторые автомобили часто оборудуются пламегасителем вместо нейтрализатора.
В отличие от катализатора пламегаситель устроен попроще, а цена у него подешевле. Он разбивает газовый поток на ряд струй, что сопровождается снижением скоростного, энергетического и температурного поля газо-потока. Такой функцией обладает и резонатор, поэтому пламегаситель берёт часть его работы на себя, чем снижается риск оплавления разогретым газовым потоком. Но он не снижает токсичность выхлопа.
Если не ремонтировать выпускную систему
Её составляют две группы: первая – это узлы для проведения, направления и снижения шумности выхлопного газо-потока, включая коллектор, резонатор, глушитель и набор труб с гофрами. Вторую группу составляют элементы, занятые снижением токсичности и вредности газового выхлопа.
Помимо механических повреждений о неровности дороги, глушители и коллекторы могут прогорать и коррозировать. Это можно увидеть визуально, определить по характерным шумам или почувствовать по выхлопу, отдающему сероводородом.
Назначение второй группы не такое простое, хотя керамический блок нейтрализатора также может быть повреждён на неровностях дороги. Но его больше портит некачественное топливо, что уменьшает мощность, ухудшает динамику, вызывает неустойчивую работу мотора и повышенный расход топлива. Возможно загорание индикатора Check Engine.
Катализаторы неремонтопригодные, их меняют полностью, обойдётся это от 15 000 рублей. Поэтому иногда неисправный узел меняют пламегасителем и перепрошивают электронику, управляющую двигателем. Но это часто ведёт к неадекватной реакции электроники двигателя и серверов, что сильно сокращает ресурс двигателя или даже вызывает его преждевременный вход из строя. Поэтому на такие работы важно отдавать автомобиль в проверенные сервисы. Вот пример такого, более-менее вызывающего доверие, в Москве: Katprofi.
По каким признакам можно установить неисправность выпускной системы
О её дефектах вначале сигнализируют характерные звуки:
- шумом со стороны днища или капота, связанном с прогаром отдельных элементов, образованием трещин, нарушением герметичности гофры, износом прокладок, обрывом упругих крепёжных элементов;
- звуками металлического дребезжания со стороны капота, указывающими на неисправности внутри резонатора, а в зоне задней части авто – реактивного глушителя;
- дискретным стуком со стороны днища, что сигнализирует о неполадках подвески глушителя.
Если снижается мощность мотора, то это также, возможно, вызвано дефектами в системе выхлопа по разным причинам, но связанными с затруднительным движением газо-потока:
- повреждением катализатора;
- разрушениями внутри резонатора;
- неисправностью кислородного датчика;
- деформацией труб и сужением их просвета.
О том, что выпускная система неисправна, сигнализируют детали, покрытые копотью, и постоянный сероводородный «аромат», указывающий на явные проблемы с каталитическим нейтрализатором.
Ремонт выпускной системы нельзя откладывать
Бензиновые и дизельные двигатели работают за счёт организации практически взрывного горения топливовоздушного микста в моторе, следствием которого является резкий и громкий шум, возникновение взрывной волны, высокотемпературный фронт и образование значительного объёма газовой массы. Но несмотря на это, сегодня машины передвигаются без особо громких звуков и выбрасывают в атмосферу относительно чистый выхлоп. Обеспечивается такое выпускной системой.
Если неисправна хотя бы одна деталь или узел этого комплекса, работа остальных элементов будет сопровождаться повышенными нагрузками, вибрацией кузова, ощущением дискомфорта, вызванного шумным выхлопом, сероводородным амбре в автомашине. Также не исключено отравление людей в машине продуктами сгорания топлива.
По этой причине починку контура нельзя откладывать. Некоторые неисправности под силу устранить самому без обращения в автосервис. Для этого лучше снять выпускной контур и это сделать легко, т. к. он удерживается небольшим количеством крепежа.
Обычно для ремонта нужна сварка и выполнение некоторых других работ:
- удаление грязи, набившейся между системой выхлопа и днищем машины, что позволяет проверить, нет ли дефектов механического или коррозионного характера;
- замена обгоревших уплотнений в узлах соединений элементов;
- заварка малых трещин и свищей. Большие дефекты обычно вырезаются, прикладывается металлическая накладка, привариваемая по кругу;
- засорённый, оплавленный и разрушенный катализатор полностью заменяется, поскольку он не ремонтируется и не восстанавливается;
- замена сильфона, если нарушена его герметичность;
- замена оборванных или ослабленных упругих подвесов;
- при отрыве в глушителе разделительной перегородки он вскрывается, приваривается оторвавшиеся детали, в конце корпус заваривается по разрезу.
Продлить работу контура выпуска работоспособным помогут исправные подвесные элементы, бездефектная система зажигания, качественное топливо и др. При обнаружении самого незначительного дефекта, его надо изучить и быстро отремонтировать.